Не следует недооценивать боевые возможности наших противников и, особенно, меру их самоуверенности и авантюризма
По случаю публикации в американском издании «Business Insider» статьи, обладающей тонизирующе-успокоительным эффектом насчет больших, а точнее «непреодолимых» трудностей, связанных с эксплуатацией истребителей F-16 производства США с «плохих украинских аэродромов», в местной, падкой на залужные «откровения» прессе, тут же начался великий переполох на эту хайповую тему.
Некоторые военные аналитики на гребне этой мутной волны дописались уже до того, что шансов у F-16 никаких и вообще «нет у вас приемов против Кости Сапрыкина». Вот так, например:
«Сейчас они уже не успеют получить западные самолёты. Придётся выходить со всем тем набором авиации, что у них ещё остался: с определённым количеством МиГ-29, МиГ-25. В целом ВСУ остаётся лишь использовать беспилотники, в том числе беспилотники-камикадзе или ракеты типа “Хаймарс”».
Откуда у нынешних «воздушных сил Украины» взялись перехватчики МиГ-25, снятые с вооружения на Украине ровно тридцать лет назад, знают только такие продвинутые «эксперты».
А мы лучше займемся более доступными вещами.
Итак, помянутое издание заверяет нас в том, что американским F-16 на Украине ровно ничего не светит и, стало быть, можно спать спокойно:
«Если Украина когда-либо получит истребители F-16 от США, самолеты могут прослужить не очень долго. F-16 настолько хрупок, что требует специально подготовленных авиабаз — и эти базы могут быть идентифицированы и нацелены на Россию, говорит один эксперт. F-16 имеет большой воздухозаборник под носом, который «засасывает все с земли прямо в него», сказал Джастин Бронк, аналитик по воздушной войне британского аналитического центра Royal United Service Institute (RUSI). «Таким образом, F-16 обычно требуют очень чистых, очень ухоженных авиабаз». F-16 имеет «довольно легкое» шасси, потому что он спроектирован так, чтобы иметь хорошую тяговооруженность, и «на самолете не больше веса, чем должно быть», сказал Бронк. «Вам придется проделать большую работу, чтобы привести эти украинские, старые взлетно-посадочные полосы советского образца в достаточно чистое состояние, чтобы использовать F-16 без высокого риска попадания обломков посторонних предметов и повреждения двигателей», — сказал Бронк. Кроме того, многие украинские аэродромы слишком короткие, чтобы их мог использовать полностью загруженный F-16.»
И так далее в том же духе. Что по этому поводу можно сказать?
Во-первых, тем, кто читает подобные опусы, желательно понимать, что Америка тоже далеко не монолитна. И там есть круги, которым не нравится сама идея мировой войны ради спасения киевского режима. И потому публикации подобные этой могут быть мотивированы не столько военными, сколько сугубо политическими соображениями.
Что же касается мнимой неготовности F-16 воевать с «плохих украинских аэродромов», то эта информация, мягко говоря, не имеет достаточных оснований.
Американские F-16, а также более тяжелые истребители F-15, уже давно и активно осваивают украинскую аэродромную сеть. Вот, например, фото F-16 на украинском военном аэродроме Миргород еще в 2011 году.
Во-вторых, никаких «плохих украинских аэродромов» в природе вообще не существует. Зато есть вполне добротные советские военные аэродромы, оборудованные взлетно-посадочными полосами из высококачественных железобетонных плит. От которых, кстати, никакие камни не имеют привычки отскакивать.
Кроме того, американские F-16 тоже не какие-то хрустальные вазы, которые «нельзя кантовать», а полноценные боевые самолеты, которые разрабатывались на случай тяжелых условий войны. И потому слухи о том, что они какие-то особенно «нежные», это обычные дилетантские россказни.
Вот что пишут по этому поводу осведомленные люди:
«Различия в конструкции воздухозаборников самолетов F-16 и МиГ-29 определяются также разным подходом в России и США к устранению попадания в двигатели посторонних предметов со взлетной полосы. По мнению специалистов из Форт-Уэрта, засасывание камней с ВПП в воздухозаборник F-16 маловероятно, так как его отверстие расположено перед носовой стойкой шасси, и нижняя губа воздухозаборника находится от земли на расстоянии, равном 1,2 его собственного усредненного диаметра. В 1960-х годах было принято считать, что геометрический центр входного сечения воздухозаборника должен находиться от земли на расстоянии, равном 2,0 диаметра, а нижняя губа — на расстоянии 1,5 диаметра воздухозаборника. Однако успешная эксплуатация лайнера Боинг 737, а также других самолетов с низкорасположенными воздухозаборниками привела к пересмотру этих требований».
Что же касается сказок про слишком «короткие украинские аэродромы» то, как выясняется, так называемые ВПХ (взлетно-посадочные характеристики) МиГ-29 и F-16 практически одинаковые.
«При посадочной скорости 240 км/ч с использованием тормозного парашюта длина пробега МиГа составляет 600 м, на мокрой полосе она возрастает еще на 50%. Длина пробега самолета F-16A при нормальной посадочной массе по сухой полосе составляет 650 м.».
Но и это еще не всё. Оказывается, F-16 в боевых условиях вполне может обходиться вообще без стационарных аэродромов! Тренировки по эксплуатации самолетов данного типа с обычных автомобильных дорог регулярно проводятся во многих странах мира, имеющих на вооружении F-16. Вот, например, как это делается в «бананово-лимонном» Сингапуре.
«Успех последних учений ВВС Республики Сингапур (RSAF) дает Сингапуру «большую уверенность в том, что мы сможем защитить наше небо при любых условиях», — заявил министр обороны Нг Энг Хен . Д-р Нг наблюдал за учениями под кодовым названием «Поток упражнений», в ходе которых 2,5-километровый участок автодороги Лим Чу Канг был преобразован во временную взлетно-посадочную полосу. В общей сложности 12 истребителей с ревом пронеслись по взлетно-посадочной полосе, в том числе самолет F-15SG, который дебютировал в учениях. «Сингапур – маленькая страна, мы всегда должны защищать наше воздушное пространство, и эта возможность иметь возможность запустить сегодня 12 истребителей – F-16 и F-15 впервые с дороги Лим Чу Кан – показывает, что мы можем превратить шоссе в взлетно-посадочную полосу», – сказал д-р Нг».
Ну а теперь, пожалуй, самое главное. В реальной действительности всё эти «заморочки», вроде срочной расчистки украинских аэродромов от якобы валяющихся там камней, или полетов с шоссейных дорог, в случае с F-16, скорее всего, вообще не понадобятся. По той простой причине, что всё это лишнее.
А самый вероятный вариант их боевого использования на украинском фронте связан не столько с Украиной, сколько с Польшей. Где и военных аэродромов натовского стандарта вполне достаточно и обученного наземного персонала для обслуживания такой техники хоть отбавляй.
Что же касается заграничного характера этих военных баз, то это, скорее, надуманное препятствие, нежели реальное. Уже сегодня огромное количество всевозможного оружия, в том числе и тяжелой бронетехники, пересекает ту же польско-украинскую границу в обоих направлениях. В том числе для участия в боевых действиях и для последующего восстановления боеспособности.
Самолет F-16, в сущности, то же военное железо, что и танк «Леопард 2», только летающее. И он точно также будет пересекать эту границу, выполнять боевые задачи, а потом возвращаться на безопасный польский аэродром для обслуживания и ремонта. Прикрываясь при этом договором НАТО о взаимопомощи стран-членов этого альянса.
Вот и вся «хитрая» механика. Наши западные враги умеют делать выводы из очевидных фактов. В частности, они вполне могут рассчитывать на то, что если у них выгорело дело с обустройством в Восточной Европе тыловой базы своего украинского фронта, то точно также будет и с размещением там переданных Украине F-16 для участия в боевых действиях.
Так что утешать и усыплять себя «экспертными» сказками о «плохих украинских аэродромах», которые на самом деле, скорее всего, вообще не понадобятся, мы бы никому не советовали.
Юрий Селиванов, специально для News Front