Т-14 “Армата” появилась в зоне СВО: что покажет «Цифровой борт»?

Как мы знаем, на Украине уже появились первые танки «Leopard» в компании с британскими «Challenger», а в обозримом будущем планируются и поставки американских танков «Abrams». Однако, на днях в СМИ просочилась новость о том, что в зону СВО отправляется наш новейший танк Т-14 «Армата», который составит компанию Т-90М «Прорыв», уже задействованному в СВО

Источник: warwall.ru

Но стоит уточнить, Т-14 «Армата» отправляется в зону СВО для обкатки, будет проходить ее в боевых условиях. А это значит, что он примет ограниченное участие в боевых действиях и в том числе в танковых дуэлях.  Российский союз инженеров решил обсудить со своими экспертами участие танка на испытаниях в боевых условиях в зоне СВО и поговорить о его интересных конструкторских особенностях. В частности, вновь обратившись к Герою Российской Федерации, генерал-майору, Макарову Вадиму Вильевичу. Легендарному командиру 83-го отдельного танкового батальона в ходе первой чеченской войны и представителю Инжиниринговой Компании «2К», Роману Хватову, курировавшему ряд значимых проектов, связанных с оборонно-промышленным комплексом.

Для справки:  

Макаров Вадим Вильевич – генерал-майор, в 1987 году окончил Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище, с 1997 года Герой Российской Федерации, награжден Орденом Мужества, Медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. Провел на Кавказе большое количество боевых операций, вел бои в горной местности силами отдельного батальона, а также, совместно с частями армейского Спецназа и ВДВ. Считается мастером танкового боя. Пользуется заслуженным уважением в войсках.

Инжиниринговая Компания «2К» – работает на российском рынке с 2004 года, активный участник строительства и реконструкции предприятий оборонно-промышленного комплекса, космической, авиационной и атомной промышленности, а также, научно-исследовательских центров ОПК.

Макаров В.В: Прежде всего, начать надо с самой новости. Необходимости в реальном использовании танка «Армата» в зоне СВО сейчас нет. Танк продолжает проходить испытания и дорабатываться. Для выполнения боевых задач хватает и Т-90М «Прорыв» в компании с танками Т-80 и Т-72 в их существующих различных версиях. Однако, текущие условия отлично подходят для того, чтобы обкатать машину и выявить слабости. Естественно, сделав это правильно, исключив риски, связанные с захватом нашей техники. Что конечно и так будет довольно трудной задачей для солдат ВСУ. Танк оснащён 125-миллимитровой гладкоствольной пушкой 2А82 (с возможностью установки 152-мм орудия). Насколько мне известно, у него имеется динамическая защита «Малахит» и активная защита «Афганит». Суммарно, эти защитные комплексы прекрасно защищают ОБТ (основной боевой танк) от летящих в его сторону снарядов и ракет, в том числе, от ракет Javelin, которых сейчас достаточно много на Украине. Также, стоит отметить и то, что наш танк имеет лобовую броню свыше 900 мм., что является достаточно высоким показателем. К тому же, танки получили дополнительную защиту бортов от противотанковых боеприпасов.

Роман Хватов: Думаю, что сам приезд танков Т-14 «Армата» в зону СВО, является позитивным знаком для проекта в целом, но стоит предостеречь от того, чтобы делать конкретные долгоиграющие выводы. Насколько я слышал, прибыло ограниченное количество танков. Информации о Т-14 «Армата» не так уж и много. Как мы помним, у него хватало уязвимостей, если не ошибаюсь, проблему слабой защиты крыши башни от вертикально падающих ракет удалось решить. Но что с другими проблемными местами? Вопрос довольно открытый. Надо помнить, что данный ОБТ ещё официально не принят ВС РФ на вооружение. Как мы знаем, отсутствует и серийное массовое производство, что делает каждый существующий танк уникальной единицей в исследованиях. Ну и самое главное, ОБТ подразумевает в себе простоту эксплуатации и надёжность. По надёжности мы ещё не до конца владеем информацией. Как отмечал ранее Вадим Вильевич, на танке присутствуют динамический комплекс защиты и активный, но я призываю не забывать про конструкторские моменты. Вадим Вильевич в своём интервью уже говорил, что для подготовки толкового танкового экипажа нужно время, в сети были фотографии из башни танка. Мы смотрели их вместе с ним и согласились, что под такую начинку надо будет скорректировать и программу обучения. Мне лично, фотографии из башни напомнили ситуацию во французском AMX-56 Leclerc. И вы помните, во французском танке были случаи, когда после попадания по нему, у машины отказывали различные электронные приборы. Я ни в коем случае не критикую проект, а считаю, что приезд машин в зону СВО это отличная возможность, чтобы поработать над слабостями и сделать лучше. Всё же, танк достаточно дорогой, но сам проект, очень необычный и интересный.

Инжиниринговая Компания «2К»: Трудно не согласиться с Вадимом Вильевичем. Приезд Т-14 «Армата» в зону СВО – это позитивный знак в целом. Это значит, что наша танковая промышленность идет вперед, а проект «Армата» находится уже в завершающей стадии. Но не надо превозносить эту новость так, что «Армата» приехала уничтожать вражеские танки и участвовать в штурмах. ОБТ приехал за возможностью обкатки в боевых условиях, но исключительно в целях работы над ошибками. Текущих танков в зоне СВО вполне достаточно, чтобы справиться с поставленными боевыми задачами. Дополняя Романа, коли он заговорил об электронике. В рамках концепции ведения современного боя, в проект «Армата» была внедрена информационно-управляющая система «Цифровой Борт».

Для справки:

Цифровой борт (ЦБ): – бортовая вычислительная машина (БВМ). В отличии от специализированных вычислителей (СВ) или машины (модуль) обработки данных(МОД), «Цифровой борт» ближе по архитектуре к обычным компьютерам. Масса габаритные характеристики тоже меньше чем у СВ и МОД. Скорость работы намного выше вычислителей, объем выдаваемых данных для экипажа танка тоже намного больше.  По сути «Цифровой борт» это второй экипаж. Сейчас отрабатывается механизм работы «Цифровой борт» + «Экипаж», а далее пойдет отработка варианта только «Цифровой борт», т.е. танк без экипажа или беспилотный танка.

Эта система должна разгрузить экипаж танка от контроля за множеством показателей. Эта система должна самостоятельно производить диагностику показателей, проверять состояние приборов и сообщать о поломках, позволив тем самым, сосредоточиться экипажу на выполнении боевых задач. В рамках технического задания к проекту, электроника в танке должна быть нашего производства. Мы уверены, что комплексы защиты у танка смогут справиться с летящими в него снарядами и ракетами. Но как инженеров, нас также интересует и вопрос получения танков информации вокруг себя на 360 градусов. Как и во всех ОБТ, где башня является необитаемой, перед экипажем возникает необходимая потребность в получении картинки со всех направлений вокруг себя. Нужна хорошая защита камер и бесперебойный переход картинки на приборы. Как ранее отмечал Роман, у оснащённого электроникой французского AMX-56 Leclerc были случаи отказа отдельных элементов электроники после попаданий по нему. Интересно, какую полезную информацию удастся получить в этом отношении.

Российский союз инженеров:  В дополнение к сказанному коллегами из Инжиниринговой Компании «2К», отметим, что не менее важной, должна оказаться и полученная информация о параметрах боевой эксплуатации двигателя Танка Т-14 «Армата», в ходе их обкатки в зоне СВО. Для тех, кто не особо тщательно следит за проектом, стоит отметить, что у ОБТ были проблемы в этом направлении. (НИОКР) занимавшийся работами по созданию двигателя «Чайка», был закрыт. В двигателе хватало недоработок и недостижимых параметров. Челябинский тракторный завод не стал дорабатывать данный двигатель и ставить его на рельсы серийного производства. По той информации, что мы имеем сейчас, силовая установка «Арматы» выполнена на основе двигателя 12H360. Который выпускается Челябинским тракторным заводом. Данный двигатель имеет 12 цилиндров и построен по Х-образной схеме, что позволило уменьшить массу двигателя и его габариты. Получается, что этот двигатель компактнее того же В-92, который стоит у Т90-М «Прорыв». Но по своей массе, он тяжелее. Конечно, сама по себе платформа, не нова. Но она постоянно дорабатывается. Сообщалось, что первая его модификация, выдавала мощности от 800 до 1500 л.с. при оборотах в 1800-2100 в минуту. А также, озвучивались планы, чтобы добиться показателей в 1800 л.с. с сохранением оборотов на прежнем уровне. Интересно, что покажет ОБТ, когда удастся обкатать его в боевых условиях, будут ли доработки в этом направлении.

Российский союз инженеров считает, что было бы хорошо, если бы удалость разогнать двигатель «Арматы» до мощности в 2100 л.с., чтобы получить более существенное преимущество над противником с перспективой удержания преимущества лет на 15-20.

Трудно не согласится с нашими экспертами. Солидарен с их позицией в отношении обкатки Т-14 «Армата» в условиях боевых действий СВО. Для проекта в целом, это ещё один шаг вперёд, чтобы проанализировать текущее состояние машин и пересмотреть их возможности. Полигон хорошо, но танк делается для боя, поэтому и испытаем его в бою с настоящим противником, использующим вооружение стран НАТО! Это настоящее, сложное, но очень хорошее испытание. У нас уже есть прекрасный ОБТ в лице Т-90М «Прорыв», однако, развитие никогда не должно стоять на месте. «Армата» является необычайно умной машиной и достаточно дорогой по нашим меркам. Важно оценить работы электронных систем, двигателя, интересно, как машина едет задним ходом в боевых условиях и какие показатели будут зафиксированы. Работы с двигателем никуда не уходят. Думаю, что это нужное исследование, которое полезно провести в текущих условиях. Чтобы ВС РФ получили для себя достойную машину, которая составит конкуренцию тому же «Прорыву». Говорить о формировании подразделений на основе «Арматы» пока преждевременно, но оценить её в условиях СВО необходимо. Возможно будет проверена боевая работа танка в составе танкового взвода или роты. Танк должен отвечать потребностям современной войны. А с уничтожением техники НАТО прекрасно справятся уже состоящие на вооружении танки и применяемые противотанковые средства.

Уверен, что мы получим интересный и полезный опыт после такой боевой обкатки нашего современного Т-14 «Армата»!

Наше дело правое, победа будет за нами»!

«Первый вице-президент российского союза инженеров» – Иван Андриевский