Запад стремится к полному устранению российского присутствия в бывшем советском Закавказье
Май отмечен беспрецедентной активностью армяно-азербайджанских переговоров. С 1 по 4 мая министры иностранных дел двух государств Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов вели переговоры в Арлингтоне при посредничестве Энтони Блинкена, завершившиеся без каких-либо внятных результатов.
4 мая премьер-министр Армении Пашинян и президент Азербайджана Алиев несколько часов беседовали в Брюсселе при участии главы Евросовета Шарля Мишеля. По словам европейского дипломата, «лидеры выразили недвусмысленную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года и, соответственно, территориальной целостности Армении площадью 29,8 кв. км и Азербайджана площадью 86,6 кв. км. (территории согласно административным границам бывших советских республик – Прим. авт.) Окончательная делимитация границы будет согласована в ходе переговоров». Согласована повестка первого совместного заседания комиссии по делимитации и безопасности границ, которое должно пройти в ближайшие дни в одном из приграничных районов. На 19 мая намечена встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран в Москве, а 1 июня первые лица Азербайджана и Армении должны вновь сойтись в Кишинёве «на полях» очередной общеевропейской сходки.
Как водится, дипломатические контакты Баку и Еревана сопровождаются периодическими всполохами приграничных столкновений. Нередки с обеих сторон и «шпильки» в адрес России, якобы неспособной выполнять взятые на себя обязательства в рамках трёхстороннего соглашения, согласованного по итогам «осенней» войны вокруг Нагорного Карабаха 2020 года. В свою очередь в Азербайджане, установив в одностороннем порядке на Лачинской дороге контрольно-пропускной пост, периодически обвиняют российских миротворцев в потворствовании подвозу «армянским сепаратистам» оружия в нарушении договорённостей 2020-2021 годов.
Ссылаясь на 9-й пункт трёхстороннего заявления, в Баку настаивают на открытии сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения через Сюникскую область Армении между основной территорией Азербайджана, Нахичеванской автономией и далее в Турцию. Как следует из заявлений Шарля Мишеля, по крайней мере, вопрос железной дороги через Мегри в ходе брюссельских переговоров поднимался. В Армении опасаются потери стратегически важного 42-километрового участка государственной границы с Ираном, а отдельные «горячие головы» и вовсе обвиняют Москву в проведении антиармянской политики, во имя собственных интересов якобы играющей в одной «команде» с Анкарой и Баку. В недавнем интервью об этом в очередной раз пространно рассуждал секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, попутно признав наличие в Ереване дискуссий относительно возможного выхода из ОДКБ.
Взаимное непонимание и раздражение Москвы и Еревана, вполне заметное ещё до того, как 27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе загрохотали первые взрывы, не в последнюю очередь обусловлена отсутствием общей границы, а также коммуникационной блокадой Армении – частичной со стороны Турции и полной со стороны Азербайджана. Предварительные договорённости в рамках уже давно не собиравшейся трёхсторонней межправительственной комиссии о восстановлении трансграничного железнодорожного сообщения если и реализуются, то пока фрагментарно и только на территории Азербайджана (внешнеторговые связи Армении и России поддерживаются в преимущественно через территорию Грузии или других государств, что увеличивает конечную цену на товары, поступающие в Армению и из неё).
Под предлогом открытия в Ереване 24 апреля памятника участникам операции «Немезис», ликвидировавшими в начале 1920-х годов многих бывших руководителей младотурецкого режима в Османской империи и мусаватистского Азербайджана, в Анкаре закрыли воздушное пространство Турции для самолётов армянских авиакомпаний. И хотя Пашинян полагает решение об установке памятника героям «Немезиса» ошибочным, власти Еревана не намерены его сносить, как того потребовал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. На сентябрь в столице Армении намечены муниципальные выборы, и на фоне падающего рейтинга правящего «Гражданского договора» и его кандидата в мэры Тиграна Авиняна (по некоторым данным – не более 20 %), едва ли непопулярные власти решатся на шаги, способные спровоцировать очередной взрыв возмущения в обществе.
Таким образом, несмотря на эпизодические армяно-турецкие контакты и опосредованную торговлю через территорию Грузии, железнодорожная блокада Армении западным соседом сохраняется, перешагнув в апреле 30-летний «юбилей», и перспектив её снятия не просматривается. «Соревновательное партнёрство» Москвы и Анкары в регионах, где их интересы так или иначе соприкасаются (Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток), не слишком влияет на позицию Анкары, где по-прежнему настаивают на заключении мирного договора между Баку и Ереваном в качестве предварительного условия нормализации армяно-турецких отношений. Такое положение не может не влиять на внутриполитическую ситуацию в Армении, включая внешнеполитические метания официального Еревана и его периодические реверансы в сторону Запада.
Руководство Южно-Кавказской железной дороги (концессионер Армянских железных дорог Армении с 2008 года) неоднократно заявляло о готовности начать работы по восстановлению приграничного 30-километрового участка Гюмри – Ахурян – Догукапы, выходящего на сопредельный Карс на востоке Турции. Интересно, что, несмотря на тогдашние недружественные отношения Советского Союза с Турцией, по рассказу бывшего начальника станции Ахурян Мартина Геворгяна, «линия Гюмри – Ахурян – Догукапы – Карс работала даже во время Великой Отечественной войны. Объемы грузов с каждым годом увеличивались – в 1983-84 годах они составляли 10-15 тыс. тонн, а в 1992 году – около 150 тыс. тонн. Были здесь и пассажироперевозки (имеется в виду пассажирский маршрут Москва – Сухуми – Тбилиси – Ленинакан – Карс – Анкара в обоих направлениях. – Прим. ред.). С начала ноября 1992 года мы начали ввозить из Турции пшеницу – до апреля 1993 г. мы получили её в 52 тыс. тонн: это был последний крупный объем грузов… Станция до сих пор в сохранности. Конечно, есть необходимость в ремонте, но его можно быстро организовать». Стоимость ремонта данного участка на территории Армении оценивается примерно в 17 млн. долл.
«…Южно-Кавказская железная дорога может ежегодно перевозить в Турцию и обратно от одного до двух миллионов тонн грузов и большое количество пассажиров в случае открытия границы между Арменией и Турцией. После принятия соответствующего политического решения обеих стран. Сегодня Армения связана железными дорогами с внешним миром только через Грузию… ЮКЖД готова начать эксплуатацию приграничного с Турцией участка в течение двух дней после открытия границы. Но мы не ведем бизнес в сослагательном наклонении», – отмечалось в октябрьском пресс-релизе 2009 года, на пике «футбольной дипломатии» и позитивных ожиданий.
Тогда уже велось строительство логистического центра на пограничной станции Ахурян, готового к эксплуатации с середины 2010-х годов и, понятное дело, не используемого. Конкретные шаги на «армянском» направлении со стороны Турции, где Эрдоган имеет предпочтительные шансы одержать победу во второго туре президентских выборов 28 мая, как и ранее, будут обусловлены подписанием мирного договора между Ереваном и Баку на преимущественных условиях последнего.
Несмотря на периодические обещания, до сих пор не восстановлено функционирование трансчерноморского парома между грузинским портом Поти и российским портом Кавказ, ранее использовавшегося для грузоперевозок между Арменией и Россией. По словам министра экономики Армении Вагана Керобяна, управляющая потийским портом голландская судоходная компания APM Terminals Poti не получила соответствующего разрешения и, видимо, ожидает его до сих пор. Гипотетическое же возобновление действовавшей в советское время, а в годы карабахского конфликта частично разобранной железной дороги по берегу северному Аракса (по линии Ереван – Нахичевань – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз – Имишли – Алят – Баку), как мы упоминали выше, сопряжено с неурегулированностью армяно-азербайджанских отношений. Стоимость его восстановления на армянской территории – 226 млн. долл., решение вроде бы принято, а дальше непонятно.
То же самое можно сказать и про участок железной дороги, связывающей Иджеван на северо-востоке Армении с Казахским районом Азербайджана, а через него – с Тбилиси и Баку. Не действующий с 1991 года 45-километровый участок отчасти соприкасается с бывшими азербайджанскими анклавами в Тавушском районе, которые могут стать очередным поводом к противостоянию. Между тем именно этот маршрут обеспечивает кратчайшее расстояние железнодорожных перевозок между РФ, с одной стороны, и Арменией и Турцией – с другой.
Оценка Министерства территориального управления и инфраструктуры Армении (апрель 2022 года): «…предварительная стоимость восстановления участка Раздан – Дилижан (северный регион Армении) – Иджеван – граница с Азербайджаном оценивается в 496 млн. долл. На данный момент обсуждений по этому вопросу не проводится». Ответ на вопрос почему, долго искать не надо: для Баку в приоритете «Зангезурский коридор», на словах являющийся для армянской стороны «красной линией». Однако может статься (и это косвенно следует из слов Ш. Мишеля), что западные партнёры при участии Турции предложат решение, от которого Баку и Ереван не смогут отказаться. «Прочный мир между Арменией и Азербайджаном уменьшит влияние России», – пишет The Foreign Policy в статье с призывом убедить Армению признать Нагорный Карабах «суверенной территорией Азербайджана», что исключило бы какие-либо разговоры об отложенном статусе края в будущем в соответствии с российскими предложениями. По мнению автора этой статьи, бывшего офицера британской армии, нерядового сотрудника мониторинговой миссии ЕС в Грузии, региональная реинтеграция открыла бы Армению для новых торговых путей и поставок энергоносителей, включая «экологически чистые», да и «карабахские сепаратисты» извлекли бы из неё пользу.
Можно предположить, что в ходе московской встречи 19 мая Москва вновь попытается сблизить позиции Баку и Еревана, включая возобновление работы трехсторонней комиссии вице-премьеров, приостановленной два года назад из-за напряжённой ситуации на границе. Как показывают итоги брюссельских переговоров, возникшей паузой, в немалой степени обусловленной украинским кризисом, спешит воспользоваться Запад, стремящийся к полному устранению российского присутствия в бывшем советском Закавказье.
Андрей Арешев, ФСК