Многие граждане Украины, в т.ч. русскоязычные, искренне негодуют, когда Украину называют (нео)нацистским/(нео)фашистским государством. Они считают обвинения в (нео)нацизме и (нео)фашизме грубым трюком российской пропаганды, рассчитанным только на российских граждан
Всё из-за того, что у многих украинцев образ нациста сформирован кинематографом. Нацист (неонацист), в их понимании, должен вскидывать руку в гитлеровском приветствии и кричать “Зиг хайль!”. Если человек этого не делает, значит он не нацист.
Между тем, фашисты-нацисты 1930-1940-х гг. в странах, которые были союзниками Третьего рейха, вовсе не выглядели так, как немецкие фашисты в кино. Поэтому и современные украинские фашисты-нацисты выглядят иначе.
Возьмём Румынию. Откровенно прогитлеровская Национальная румынская фашия (НРФ) на пике популярности насчитывала всего 1,5 тыс. чел. НРФ использовала свою разновидность свастики. Вся остальная Румыния, подслуживая Гитлеру, свастикой не пользовалась и “Зиг хайль” не кричала. Формально не будучи фашистской, Румыния соучаствовала в гитлеровских преступлениях и вела себя как фашистское государство.
Возьмём Венгрию. Там тоже не было фашизма/нацизма в том виде, как в Германии. Существовала экстремистская партия “Скрещённые стрелы”, идеологически более близкая к фашизму/нацизму, чем все прочие венгерские партии, но в распространённом понимании слова похожа на гитлеровский фашизм/нацизм она не была.
Партия не использовала свастику, власти то запрещали её, то опять легализовали. Чем не повод заявить, что “Скрещённые стрелы” – вовсе не фашисты? На Украине так бы и сделали, но венгерские власти считают до сих пор эту партию фашистской и установили несколько памятников жертвам, убитым боевиками данной партии.
Болгарский фашизм ещё менее походил на гитлеровский, чем румынский и венгерский. Прогитлеровский Союз национальных болгарских легионов (СНБЛ) тоже не использовал свастику и даже отрицал связь с немецким нацизмом и итальянским фашизмом, подчёркивая свой самобытный болгарский характер. Тем не менее, СНБЛ – это фашизм и нацизм, но только замешанный на болгарской этничности, а болгары и немцы – слишком разные, чтобы быть похожими.
Почитатель “Азова”*, “Айдара”* или “Правого сектора”* думает, что если он уступил бабушке место в троллейбусе, то он ни разу не фашист, потому что – фашисты злые и грубые, так показывают в кино, а он – вежливый и культурный. Но он фашист уже потому, что разделяет фашистскую идеологию “Азова”, “Айдара”, “Правого сектора” и восхищается теми, кем восхищаются боевики этих формирований – дивизией СС “Галичина”*, ОУН-УПА* и т.п.
Посмотрите советский документальный фильм “Обыкновенный фашизм” (1961). Немецкие нацисты в бытовой обстановке выглядят вполне миролюбиво. Это обыкновенные немецкие пивовары, мельники и почтальоны, они тоже уступали место бабушкам. В зверей они превращались потом, когда в их руки попадали пленные красноармейцы и мирные жители.
Почитайте “Последний солдат Третьего рейха” ветерана вермахта Ги Сайера. Многие его сослуживцы изображены нормальными ребятами, а они были, между прочим, фашистами. У другого ветерана вермахта, лауреата Нобелевской премии по литературе Генриха Бёлля в книге “Где ты был, Адам?” жестокими маньяками изображены только несколько персонажей. Остальные фашисты – вчерашние мирные бюргеры, которые просто выполняли преступный приказ, проклинали войну и скучали по дому.
Лауреат Нобелевской премии, норвежский писатель Кнут Гамсун (1859-1952) написал роман “Голод”, полный сочувствия к нищему молодому человеку, жившему в городе Христиания (название вымышлено Гамсуном). А в 1930-1940-х добрый Гамсун уже вовсю восхищался Гитлером и Геббельсом, сын Гамсуна воевал в войсках СС. Гамсун “зигу” не кидал, свастику на бицепс не колол, был интеллигентным буржуа. Но разве он от этого меньше фашист, чем был?
Многие нынешние украинские нацисты тоже не похожи на гитлеровских. Они не ездят на мотоциклах с пулемётами, не кричат прохожим “Хальт! Аусвайс!”. Но от этого они не меньше нацисты, чем те, кому прислуживали Бандера и Шухевич, чей культ заполонил Украину. Именно поэтому они и нацисты, что чествуют тех, кто разделял нацистскую идеологию в 1941-1945 гг., посвящают им песни, ставят памятники, называют героями и оправдывают их преступления.
Это и есть нацизм, только в украинской народной одежде.
Владислав Гулевич, Аналитическая служба Донбасса
*-запрещенная на территории РФ организация