Оборонный комплекс США занялся индустриальной археологией
Один из лидеров американского ВПК, корпорация Raytheon, вызвала на работу своих пенсионеров старше 70 лет, чтобы попытаться возобновить производство ракеты Stinger. Они должны будут использовать чертежи, составленные ещё во время администрации президента Джеймса Картера, сообщает военный портал Defense One.
«Stinger был снят с производства 20 лет назад, и внезапно в первые 48 часов [войны] он стал звездой шоу, и все хотят большего», — сказал Уэс Кремер, президент подразделения RTX Raytheon.
«Соединённые Штаты отправили почти две тысячи ракет с тепловым наведением на Украину, которая использовала их для сбивания российских самолетов. Все эти ракеты поступили из военных запасов США. А администрация Байдена заявила на этой неделе, что отправит на Украину ещё больше “Стингеров”», – пишет обозреватель Defense One Маркус Вайсгербер.
В мае 2022 года компания Rayteon получила заказ на производство 1700 ракет Stinger от Редстоунского арсенала Контрактного командования армии США. В Пентагоне заявили, что эти ракеты будут поставлены не ранее 2026 года. Уэс Кремер сказал, что компании потребуется не менее 30 месяцев, чтобы создать производственную линию для выпуска Stinger, в основном из-за времени, необходимого для создания новоиспечённого завода и обучения его сотрудников.
«Мы возвращали пенсионеров, которым за 70… чтобы научить наших новых сотрудников, как на самом деле создать Stinger, – сказал Кремер. – Мы вытаскиваем испытательное оборудование со складов и сдуваем с него паутину».
На самом деле перспективы восстановления производства этих американских ракет гораздо туманней, чем их рисуют руководители Raytheon. За два десятка лет Пентагон не купил ни единого «Стингера», комплектующие для этих ракет уже недоступны на рынке, так что возможности заместить тысячи «Стингеров», отправленных на Украину, нет и не предвидится. Глава Raytheon Technologies Грег Хейс в апреле 2022 года пояснил, что нужно перепроектировать всю электронику ракеты, то есть, по сути, сделать ракету заново, а это вопрос даже не завтрашнего дня.
Чиновница Пентагона Эллен Лорд тогда открыто заявила, что ситуация со «Стингерами» намного хуже, чем её рисует компания Raytheon. На Украину отправлена львиная доля запасов комплексов. «Это серьёзная угроза нашей безопасности», – отметила Эллен Лорд. Она предупредила, что на восстановление запасов противотанковых ракет Америке потребуется не менее пяти лет.
С тех пор прошел год, за который выяснилось, что Эллен Лорд была права. Raytheon ставит в строй престарелых ветеранов компании, которые умеют читать старые чертежи, сделанные задолго до пришествия цифровой эпохи. Это означает, что создать новые «Стингеры» с нуля в Raytheon не могут и вынуждены заниматься индустриальной археологией.
Ушло на пенсию, а то и в иной мир, поколение инженеров и конструкторов, которые умели читать традиционные чертежи, а молодежь просто не понимает, что на них изображено и написано. Поэтому и приходится разыскивать старые инструкции по эксплуатации и технические описания, руководства по техпроцессам и ставить в строй древних инженеров, которые их составляли.
Заняться индустриальной археологией придется не только компании Rayteon. Завод по производству боеголовок для Stinger и Javelin в городке Миддлтон в штате Айова, Iowa Army Ammunition Plant, принадлежащий компании American Ordnance, дочерней компании частного конгломерата Day and Zimmerman, был построен в 1941 году и с тех пор ни разу не модернизировался, не говоря уже о том, что он не получил ни цента инвестиций. На предприятии широко используется ручной труд, применение новых промышленных технологий там невозможно. После ряда аварий и взрывов завод начали реконструировать, но завершатся эти работы нескоро.
За последние 20 лет выпуск комплексов Javelin в США рухнул с 10 тысяч до 2 тысяч единиц в год. Разбежался инженерный персонал, остро ощущается нехватка заводских мощностей. На увеличение производства потребуются годы. В то время как Америка сосредоточилась на отправке своего оружия на Украину, военные аналитики «присматриваются к уязвимой и стареющей ракетной промышленной базе Америки, размышляя о проблемах подготовки старых производственных мощностей для удовлетворения неожиданных потребностей производства военного времени. Мало кто понимает, что противотанковые ракеты Javelin и зенитные ракеты Stinger поддерживаются устаревшей и ненадежной производственной инфраструктурой, изобилующей потенциальными уязвимыми местами и проблемами с поставками», пишет Forbes.
В танкостроении США утрачены инженерные кадры, которые умели проектировать передовые в свое время боевые танки Abrams. Это связано с тем, что в Пентагоне в свое время решили, что армия США не нуждается в тяжёлых боевых танках, так как им на смену приходят новейшие виды вооружений.
«В течение трёх лет, начиная с 2012 года, представители Пентагона на многочисленных слушаниях в Конгрессе настойчиво продвигали план, который, по сути, впервые со времён Второй мировой войны приостановил строительство и модернизацию танков США. Армия предположила, что производственные линии могут оставаться открытыми за счёт зарубежных продаж», – пишет портал Military.com.
Рекомендации о прекращении производства танков исходили, между прочим, от самого начальника штаба Сухопутных войск США генерала Рэя Одиорно.
В интервью агентству Associated Press он сказал, что «если бы у нас был выбор, мы бы использовали эти деньги по-другому, а не тратили их на 70-тонные танки Abrams». Конгресс тогда упёрся и выделил денег на модернизацию прицелов и датчиков Abrams.
Когда начался военный конфликт на Украине, очень скоро стало ясно, что без тяжёлых танков вести интенсивные боевые действия против равного противника невозможно. Но с модернизацией «Абрамсов» американцы серьёзно запоздали, возможно, именно по этой причине они тормозят их поставку на Украину. Зрелище горящих в украинских степях американских танков не пойдет на пользу их производителю – компании General Dynamics Land System.
Корпорации General Electric Aviation и Pratt & Whitney провалили, как мы писали, разработку адаптивного авиадвигателя шестого поколения.
В начале 2022 года ВВС США отказались от их разработок, хотя обе компании громко выражали свое несогласие с таким решением. Буквально за несколько дней Пентагон обнародовал новую программу разработки адаптивного авиадвигателя и выдал соответствующие контракты.
Американских аналитиков удивило, что три из пяти получивших контракты компаний (Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman) никогда двигатели не строили и не разрабатывали. Такое решение может означать утрату доверия к компаниям General Electric Aviation и Pratt & Whitney, впустую потратившим время и деньги. Суть конфликта Пентагона с этими монстрами авиапроизводства лежит именно в этой области. Военные сообщили главам оборонных гигантов: «Вы не справились с реконструкцией старых разработок адаптивного двигателя, индустриальная археология вам в помощь. Мы даём деньги вам, чтобы вы не обанкротились, и еще трём другим фирмам, начинайте всё с нуля».
Инструментарий “индустриальной археологии” сегодня активно обсуждается на мировых инженерных форумах. Возникшие перед военно-промышленным комплексом США и их союзников проблемы будут когда-нибудь преодолены, но это произойдет не завтра и, похоже, даже не послезавтра. Потеря научной и инженерной школы тяжелее утраты золотовалютных резервов.
Нас эти проблемы западной оборонки не огорчают. Пока узкие места оборонного коллективного производства не ликвидированы, США и их союзники не готовы к прямому военному конфликту с равными по силе противниками.
Это дает нам время, чтобы подготовиться к тому, чего рано или поздно не избежать.
Владимир Прохватилов, ФСК