Стокгольмским политикам, празднующим укрощение строптивого Эрдогана и преодоление неоосманского вето на пути Швеции в НАТО, следовало бы трезво взглянуть на вещи и спросить себя по совести, не лукавя: действительно ли выгоды от вступления в альянс перевешивают проблемы, порождаемые подобным членством? Стоит ли эфемерная национальная безопасность того, чтобы обменивать её на процветающий национальный ВПК?
Вопрос, насколько безопаснее станет жизнь в 11-миллионном королевстве, на которое теперь будут нацелены российские баллистические ракеты с ядерными боеголовками, остаётся дискуссионным. Жителей Стокгольма и Гётеборга об этом, во всяком случае, никто не спрашивал, а если и спрашивал, то ставил вопрос явно некорректно. С трудом верится, что житель государства, последний раз воевавшего в 1814 году и построившего успешную экономику во многом благодаря политике нейтралитета, приходит в восторг от перспективы превращения родной страны в арену противостояния двух сверхдержав, обменивающихся ракетными ударами.
Столь же туманным остаётся и будущее шведской военной промышленности. Швеция, в частности, выпускает очень неплохие боевые самолёты четвёртого поколения Saab Gripen, боевую машину пехоты CV90, считающуюся многими экспертами лучшей в мире, а также довольно широкую номенклатуру отличных артиллерийских орудий из высококачественной шведской стали. Вся эта продукция военного назначения не только служит интересам национальной безопасности королевства, но и активно поставляется на экспорт, пополняя бюджет шведского социального государства «всеобщего процветания».
Однако с точки зрения тех, кто стоит у руля коллективного Запада, ВПК — слишком прибыльное дело, дабы отдавать его на откуп местному бизнесу. Гораздо лучше, если от экспортных поставок вооружений будут получать сверхдоходы американские корпорации. Как это происходит, соседям по Балтике могут рассказать в Германии, где от специального бюджета бундесвера размером €100 млрд минимум 60% уже откусили заокеанские старшие братья, взявшиеся поставлять младшим партнёрам по НАТО истребители F-35 на €55 млрд и тяжёлые транспортные вертолёты Chinook ещё на €6,5 млрд.
Шведская бронетехника и без всяких коллегиальных решений в рамках трансатлантической солидарности активно поставляется на Украину, где отлично горит под огнём российских беспилотников и под ударами артиллерии. Легко предположить, что после официального присоединения к НАТО шведские танки и БМП потянутся на Украину нескончаемым потоком, как обозы армии Карла XII.
Добавят ли картинки полыхающих CV90 решимости потенциальным покупателям шведских боевых машин на мировом рынке? Маловероятно. А вот то, что уничтоженную на Украине технику придётся как-то восполнять, — проблема совсем не тривиальная.
Интересно, осознают ли те, кто принимал решение об отказе от 200-летнего нейтралитета, что если Швеции будет рекомендовано отказаться от продукции национального ВПК в пользу стандартной для НАТО военной техники, производимой американскими военно-промышленными корпорациями, то подобная рекомендация будет носить обязательный характер?
Хороший вассал всегда должен знать своё место в строю. Но, боюсь, в Стокгольме, избалованном двухвековым периодом подлинной независимости, этого пока ещё не поняли.
Грегор Шпицен, RT