Бастуют в Голливуде разные люди (всего их 160 тыс.), но заметнее всех на манеже — всё те же
Звёзды первой величины с безграничным размером гонораров. Потому и американские журналисты, подводящие итог первых суток стачки на «фабрике грёз», с интонацией Станиславского произносят: «Не верим». И в самом деле. Бен Аффлек в роли Бэтмена более правдоподобен, чем голливудские «суперстары» в роли угнетённых.
Это у голливудского пролетариата (от водителей трейлеров до людей из массовки) главная проблема — прокормить семью. Знаменитых нарциссов, привыкших к красным ковровым дорожкам и вниманию папарацци, беспокоит их известность, которая всегда должна оставаться при них. И больше всех посягает на неё искусственный интеллект (ИИ). Актёры всё больше обеспокоены тем, что их цифровые изображения могут быть использованы без их разрешения или надлежащей компенсации. Так что в определённом смысле это действительно историческая забастовка. Протестуют против навалившегося будущего.
Оно уже реализовалось и в «Форсаже», где погибшего в автокатастрофе Пола Уокера в седьмой части дополнила его цифровая копия. И в «Звёздных войнах», где для создания виртуально омоложенной Леи Органы использовали CGI-технологию, а игру норвежской актрисы Ингвильд Дейлы совместили с изображениями молодой Кэрри Фишер. Фишер ушла из жизни в том году, когда вышел фильм «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». А в «Охотниках за привидениями» два года назад появился Гарольд Рамис, ушедший из жизни ещё в 2014 году.
Новая цифровая реальность пугает и сценаристов. С них всё и началось. Бастуют с 11 мая. Помимо традиционных финансовых претензий (большинство связаны с гонорарами за показ в онлайн-кинотеатрах и на стриминговых платформах), есть пункт, который буквально кричит о наступлении новой реальности. Авторы требуют от продюсеров унять искусственный интеллект. Ни писать, ни переписывать сценарии он не должен.
Сценаристов перепугало исследование компании Open AI, где сообщалось, что ChatGPT и похожие программы на 50% могут повысить производительность в сфере кинодраматургии. ИИ уже спокойно пишет рассказы и даже стихи. Неужели его не хватит на голливудский ширпотреб (особенно всякие франшизы), уровень которого и так уже ниже плинтуса?
Сценаристы плюс актёры равно идеальный шторм. Последний раз такая масштабная стачка на «фабрике грёз» случалась 63 года назад. Пост президента Гильдии киноактёров тогда занимал будущий президент Рональд Рейган. Это был главный импульс в карьере харизматичного консерватора, что не только привёл его в Белый дом, но и превратил в американскую легенду.
Сейчас в Голливуде правых сыщешь с трудом. Это царство Демпартии. И во главе профсоюза тоже типичная либерал-актриса Фрэн Дрешер. Сериал «Няня», сделавший её знаменитой, Дрешер создавала с мужем Питером Марком Джейкобсоном, который сейчас стал открытым геем. В прошлом у неё набор переживаний — из тех, которыми в этой среде принято даже бравировать. От изнасилования под дулом пистолета до борьбы с раком матки. Забавно, но зарабатывавшая по $1,5 млн за серию в «Няне» Дрешер с состоянием $25 млн на полном серьёзе считается борцом с капитализмом.
С таким анамнезом Дрешер — лучший друг демократов. В 2008 году поддержала заявку Хиллари Клинтон на выдвижение в президенты от Демократической партии. Потом — Барака Обаму в 2012 году. Ну и Джо Байдена в 2020-м. На словах двукратная номинантка на премию «Золотой глобус» отождествляет себя с Партией зелёных, но проблемой это не станет.
У демократов явный кризис жанра. Старый Джо Байден. Пустоватая скамейка запасных, на которой всё больше или надоевшие всем партийные бонзы, или ультралевые, которых сам партийный истеблишмент боится. А Калифорния для Демпартии всегда была кузницей кадров. Кто знает, может, скоро и Фрэн Дрешер позовут на пробы. Актёры в политике — это так модно. На Украине вон одного уже обкатали.
Валентин Богданов, RT