Для того, чтобы группа людей превратилась в народ, она должна пройти сложные этапы: от формирования этноса до политического оформления государства
Культура — это то, что скрепляет народ, это его невидимый «клей», соединяющий разрозненных людей в единый народ.
Культура сложна и многослойна. То, что на бытовом уровне понимается под термином культура: язык, обычаи, кухня, искусство, одежда и т.п. — является лишь поверхностным ее слоем. Этот поверхностный слой обусловлен еще более глубоким слоем — ценностями этой культуры. Ценности (что хорошо/плохо) формируются на вере, т.е. на осознании того, что реально или истинно. Вера, в свою очередь, также не возникает на пустом месте. Она берет свои «соки» из сформировавшихся ответов на фундаментальные вопросы бытия: кто я, откуда, куда иду, есть ли кто-то или что-то более значимое, с чем или с кем мне нужно считаться, является ли настоящее единственно важным временем, влияет ли прошлое или будущее на мое настоящее.
Таким образом, в сердце культуры любого народа его МИРОВОЗЗРЕНИЕ, питающее ВЕРУ, ЦЕННОСТИ и самый поверхностный, осязаемый ее слой — ПОВЕДЕНИЕ.
Можно ли изменить культуру? Можно, но фундаментально — только на уровне мировоззрения. Это процесс длительный и кропотливый.
Сегодня (в широком смысле слова) мы наблюдаем нелепую попытку украинских псевдомыслителей и политиков создать нечто искусственное и, что называется, на скорую руку, основываясь на исторической лжи о глубочайшем несходстве русского народа и того народа, который они пытаются создать. Они пытаются вылепить свою идентичность на антагонизации (борьбе, противодействии, отторжении) всего русского, что, помимо всего прочего, еще и странно.
Возможно ли представить себе, чтобы, например, индийцы идентифицировали себя утверждением: «мы — индийцы, потому что мы — не русские»?
Самоопределение новых «украинцев» на противопоставлении себя всему русскому говорит о том, что, если не подчеркивать разницу, то ее сложно заметить. А если разница не выражена, то логично предположить, что все-таки украинцы разновидность русского этноса, а не нечто в корне отличное.
В объемной коллективной монографии «Украинство», рассчитанной на преподавателей истории и тех, кто стремится докопаться до истины, в главе XXXII «Странный гибрид вестернизации и архаизации» авторы пишут следующее о процессе после распада СССР и попытке Украины построить новую государственность: «Сама по себе традиционная украинская культура ничем не уступает по богатству и разнообразию многим другим традиционным культурам мира. … Вот эту-то украинскую культуру и подрывает проект “Украинство” [национальный проект возрождения]. Потому что эта культура для авторов проекта слишком сильно сплетена с русской. И что предлагается? Формировать идентичность только на реликтах традиционности и суррогатном псевдотрадиционном фольклоре?».
Выкорчевывая из сложнопостроенной, многосоставной украинской культуры русский и советский пласты и искусственно сводя ее к «сельской», строители новой Украины формируют узкое, недалекое, агрессивное «хуторянское» сознание.
Но при чем тут «Украина це Европа»? Зачем взращивать «хуторян», если ты жаждешь влиться в модернизированную западную культуру? Процесс вхождения в эту культуру (вестернизация), наоборот, требует разрыва с традицией, так как реальная традиция народа сопротивляется вестернизации. Петр Первый, модернизируя Московское царство, рубил бороды боярам, а не воскрешал языческие обряды древних русов, напоминают авторы монографии.
На Украине мы наблюдаем с одной стороны насильственное насаждение мовы, популяризацию вышиванок, чубов, а также такие национальные достижения как изготовление самого большого в мире украинского флага, самого большого в мире бутерброда с салом в виде трезубца, облачение монумента «Родина-мать» в вышиванку в честь дня независимости (правда, согласно анализу специалистов РТ, только на фейковом видео в Интернете), борьба за признание борща украинским достоянием и т.п.
«Прошу всех украинцев Словении, Украины и мира отозваться и выставить у себя на странице хештег или на английском, или на словенском, или на языке страны, в которой вы проживаете! Не будьте равнодушными, ведь речь идет о нашей культуре и идентичности! Украина подала заявку в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и мы должны получить это признание и защитить наш борщ! Эта кража и ложь, что борщ является “русским супом с красной свёклой”, является постыдной, и мы должны остановить все это вместе! Прошу поддержать эту инициативу! Это очень важно!», (украинка Инна Демченко).
Кстати, ЮНЕСКО внесла украинский борщ в список культурного наследия, нуждающегося в охране. В организации считают, что российская СВО угрожает безопасности этого супа.
С другой стороны, мы видим гей-парады, легализацию марихуаны, тотальную коррупцию и беззаконие. По словам Зеленского на Украине должны быть применены «все лучшие мировые практики», чтобы «украинцам и украинкам не пришлось терпеть боль, стресс и травмы из-за войны».
В одном из писем Алексею Суворину от 18 декабря 1891 г. Антон Павлович Чехов, говоря об украинской интеллигентской среде заметил: «Хохлы упрямый народ: им кажется великолепным всё то, что они изрекают, и свои хохлацкие великие истины они ставят так высоко, что жертвуют им не только художественной правдой, но даже здравым смыслом» (Чехов как русский человек: заметки на полях книги Ивана Бунина. Юрий Павлов).
Одним словом, формируемая новая культура Украины — гибрид настолько нелепый и нежизнеспособный, что скорее похож на чудовище ученого Виктора Франкенштейна из готического романа Мэри Шелли. Чудовище, по замыслу писательницы, было создано из человеческих трупов. Но оживленное с помощью молнии, оно так и не прижилось в обществе людей.
Приживется ли Украина со своими новыми смыслами? Вопрос риторический.
Мария Рузанова, Аналитическая служба Донбасса