К урегулированию старейшего на постсоветском пространстве армяно-азербайджанского конфликта готов подключиться ещё один влиятельный посредник — Турция. «Мы предлагаем провести четырёхстороннюю встречу при участии президента России Владимира Путина, президента Азербайджана Ильхама Алиева, меня и премьер-министра Армении Никола Пашиняна», — заявил турецкий лидер
Его инициатива заставила многих крепко задуматься над тем, что бы это значило. Нужен ли новый переговорный формат по Южному Кавказу и чего добивается в регионе Турция — вопрос, напоминающий восточную шкатулку с секретом. Неудивительно, что перспективу прихода Анкары в переговорный процесс между Ереваном и Баку кто-то у нас встретил с радостью, а кто-то — с традиционной опаской. Дескать, Турция резко повышает ставки в борьбе за лидерство на Южном Кавказе и может стать конкурентом России.
Как бы ни относиться к инициативе Анкары, она была предопределена всем предыдущим ходом переговорного процесса. Сегодня этот процесс оказался под угрозой срыва и мир на Южном Кавказе выглядит необычайно хрупким.
Такая ситуация сложилась после того, как США и Евросоюз на протяжении последних месяцев пытались размыть изначальный трёхсторонний формат переговоров лидеров России, Азербайджана и Армении, сложившийся три года назад, после окончания второй карабахской войны, за спиной у Москвы предложив сторонам конфликта свои посреднические услуги.
Однако что вышло из посредничества США и их европейских союзников? Весьма символично, что предложение Эрдогана прозвучало на фоне скандала в американо-азербайджанских отношениях, лишившего Вашингтон надежды на то, чтобы начать играть первую скрипку в карабахском урегулировании, отобрав её у России.
Прошедшие в прошлый четверг в сенате США слушания по Карабаху вызвали взрыв возмущения в Баку, на что были веские причины. Выступившая на слушаниях и. о. помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Юри Ким обвинила Азербайджан в «блокаде» Карабаха и подготовке «военного нападения» на проживающих там армян. Представитель Госдепа США также затронула вопрос об отношениях Москвы и Еревана. Комментируя предположения ряда сенаторов о том, что Армения намерена уйти от России, представитель Госдепа дала понять, что «говорить об этом ещё слишком рано», но над этим надо работать.
Любое посредничество заканчивается в тот самый момент, когда посредник отказывается от принципа равноудалённости от сторон конфликта и занимает одну из сторон. Демонстративно встав на сторону Армении в расчёте на то, что это позволит оторвать её от России, США сами же поставили крест на своих посреднических амбициях в карабахском урегулировании.
До этого лишила себя права называться беспристрастным посредником Франция. Президент Макрон открытым текстом заявил, что он играет за Армению против Азербайджана. Таким образом, и в случае с Парижем говорить о равноудалённости от сторон конфликта оказалось невозможным.
И вот после того, как западные посредники совершили «добровольное самосожжение», президент Эрдоган и предложил начать искать решение евразийского конфликта Баку и Еревана силами четырёх государств Евразии: Турции, России, Азербайджана и Армении. Он дал понять, что чужакам — США и ЕС — здесь делать нечего и это вообще не их история, с чем в любом случае нельзя не согласиться.
Сергей Строкань, RT