В Бишкеке прошел саммит глав государств СНГ. В нем приняли участие лидеры стран Центральной Азии, Азербайджана, России и Беларуси. Содружество остается наиболее широким, но в силу этого и наименее обязывающим форматом взаимоотношений на постсоветском пространстве. Фактически на сегодняшний день СНГ — это диалоговая площадка, на которой вырабатываются механизмы укрепления финансово-экономического, политического и правового суверенитета стран-участниц
![СНГ как одна из опор многополярного мира](https://cdn.news-front.su/uploads/2023/10/1-198.jpg)
Основным лейтмотивом встречи стало укрепление роли Содружества в качестве одной из опор многополярного мира и выработка совместных подходов к внешнеполитическим вызовам.
Одним из главных и наиболее символичных результатов саммита стало соглашение об учреждении Международной организации по русскому языку, который действительно остается, пожалуй, главным скрепляющим государства СНГ элементом. На нем не только разговаривают представители разных стран на постсоветском пространстве, но он также является официальным языком межнационального общения в СНГ.
В России и Беларуси русский язык имеет статус государственного, в Казахстане и Кыргызстане — официального.
Вместе с тем, после распада СССР возникло много проблем с его функционированием в новообразованных странах и дискриминацией его носителей. Всплеск национализма и агрессивную борьбу с «русификацией» пережили многие бывшие республики Советского Союза, что обернулось межэтническими столкновениями и массовым исходом русскоязычного населения.
Тем не менее, русский язык по-прежнему остается основным языком общения в СНГ, обеспечивая связность его пространства. Можно смело утверждать, что государства Содружества будут оставаться некой общностью, пока используют в общении друг с другом русский язык.
Говоря о его значении для государств СНГ, Александр Лукашенко отметил: «Мы были в едином государстве долгое время. А исходя из концепции, что язык — это живое, творчески развивающееся, так мы же вместе развивали этот русский язык. Там частичка азербайджанцев, узбеков, таджиков и так далее. Не только русских и белорусов. Поэтому зачем мы теряем русский язык?»
На саммите говорилось и о проблемах и разногласиях, которые существуют внутри СНГ. Прежде всего, речь шла о тех участниках организации, которые фактически прекратили в ней свое участие — Грузии, Украине и Молдове.
Не осталось незамеченным и отсутствие на встрече премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который отказался приехать в Бишкек после не удовлетворившего Ереван исхода конфликта в Нагорном Карабахе, закончившегося переходом региона под контроль Азербайджана и массовым исходом оттуда армянского населения.
Владимир Путин при этом заверил, что Россия готова оказать содействие в подписании мирного договора между Арменией и Азербайджаном и может принять переговоры в Москве.
Белорусский президент, со своей стороны, говорил о необходимости укреплять единство и солидарность в рамках СНГ для противостояния внешним вызовам и угрозам.
«Главной целью создания Содружества было не допустить разрыва связей после развала Советского Союза. Это не устраивало и сегодня не устраивает наших конкурентов, Запад, который по сей день не оставляет попыток расшатать нас в разные стороны, ослабить и подчинить своим интересам», — отметил Лукашенко.
Действительно, преодоление внутренних разногласий остается одной из главных проблем для государств СНГ.
Это объясняется тем, что страны-участники зачастую очень по-разному видят свои интересы и нередко конфликтуют из-за этого друг с другом. Самым наглядным примером тому является конфликт в Нагоном Карабахе, который стал одной из основных тем саммита.
Однако аналогичные пограничные споры между собой имеют Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, в Центральной Азии остро стоит проблема нехватки водных ресурсов, что также обусловливает напряженность в отношениях между государствами региона.
Не менее важную роль играет и внешний фактор. Постсоветское пространство стало зоной конкуренции альтернативных геополитических проектов. В первую очередь, это Евросоюз, который не только стремится переориентировать на себя многие республики, но и разрушить их тесные связи с Россией. В случае с Украиной, Грузией и Молдовой это уже практически получилось.
В Закавказье и Центральной Азии растет роль Турции и Китая. Более того, коллективный Запад стремится использовать рост китайского влияния в регионе для столкновения Москвы и Пекином, пытаясь перенаправить транспортные маршруты в рамках инициативы «Один пояс — один путь» в обход России.
Понятно, что вся эта геополитическая конкуренция на постсоветском пространстве не добавляет спокойствия и стабильности и не способствует конструктивным отношениям между государствами.
Противоядием против этого может стать укрепление финансово-экономического суверенитета стран СНГ. В первую очередь, речь о переходе во взаимных расчетах на национальные валюты, что является одним из основных механизмов в данной области.
На этом пути уже заметен существенный прогресс. Так, расчеты в национальных валютах между Россией и Беларусью превысили 80% в 2022 году, а в торговле между Россией и Кыргызстаном доля российского рубля достигла 83%.
Александр Лукашенко, со своей стороны, предложил не ориентироваться на международные суды в отношениях между странами СНГ, отмечая предвзятость и манипулятивность принимаемых ими решений.
Действительно, международное право давно превратилось в инструмент влияния Запада, и в нынешних условиях обеспечение правового суверенитета и создание особой юрисдикции для государств Содружества могло бы существенно укрепить сотрудничество на постсоветском пространстве.
Всеволод Шимов, Rubaltic.Ru