Российские бойцы ПВО с нетерпением ждут прибытия F-16 на Украину

Накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о поступлении в армию новых, крайне эффективных комплексов противовоздушной обороны. Благодаря им за неделю силами ПВО было сбито двадцать четыре (!) самолета противника. Военный аналитик Алексей Анпилогов рассказал, в чем могла заключаться суть этой операции и как она была реализована

Источник: Sputnik

По данным Минобороны РФ, всего за неделю ВВС Украины потеряли 24 единицы авиатехники: истребители МиГ-29, штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-8. Потерять так много машин за короткий срок можно было лишь в результате успешной операции разведки РФ в сочетании с грамотными действиями ПВО. Кроме того, средствами ПВО было перехвачено 35 ракет американской РСЗО HIMARS, пять оперативно-тактических ракет и две зенитные ракеты С-200. Также было сбито 314 украинских беспилотников.

Советские истребители МиГ-29 относятся к четвертому поколению и предназначены для уничтожения всех типов воздушных и наземных целей. Сейчас именно эти машины считаются «костяком» украинской авиации. Весной 2023 г. советник командующего ВВС Украины Юрий Игнат говорил о наличии у Киева трех бригад истребителей МиГ-29, а также двух бригад Су-27. Пополнить парк самолетов Украина смогла за счет получения старых советских истребителей от Польши и Словакии.

Ранее сообщалось, что Украина пытается спрятать от ВС РФ места базирования своей военной авиации. Для этого ВСУ используют автомобильные дороги в качестве взлетно-посадочных полос. Также Украина восстановила заброшенные аэродромы советских времен, по которым все чаще наносятся удары ВС России.

Как сообщил военный эксперт, глава аналитического центра «Основание» Алексей Анпилогов, налицо эволюция в работе российских ПВО.

«В успехе нашей ПВО сыграло роль сочетание факторов. Это дальнее целеуказание, которое обеспечили самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50У на базе Ил-76, «русские AWAKS». Они интегрированы в единый комплекс с зенитно-ракетной системой С-400 «Триумф», — пояснил эксперт. — Сами по себе самолеты А-50 не ведут активную «подсветку» целей, это делает активная головка самонаведения, появившаяся на ракетах комплекса С-400. Эти работы велись давно, и сегодня мы видим их позитивный результат».

Аналитик описал примерный принцип взаимодействия двух систем.

«Самолет А-50 обнаруживает цель и сообщает примерный район ее нахождения. Сам комплекс С-400 находится в режиме радиомолчания и не использует свой радар, чтобы не подставиться под ракету противника. Затем операторы С-400 запускают ракету в район нахождения цели — зная скорость ее движения, с учетом экстраполяции полета самолета противника. К моменту встречи с ракетой С-400 с активной головкой самолет оказывается в радиусе 20-30 километров от нее. Тогда ракета сама проводит поиск в заданном диапазоне, меняя направление полета. Когда активная головка захватывает цель, у ракеты включается собственный радар, он осуществляет донаведение на цель», — указал Анпилогов.

При этом оба российских военных объекта находятся в относительной безопасности, говорит аналитик.

«Самолет ДРЛО А-50 очень трудно обнаружить, он находится далеко от района поражения, на высоте в 10 тысяч метров. При этом он обеспечивает радиогоризонт в 400-500 километров, прямо до поверхности земли. Противник не может спрятаться от наших локаторов на высоте 100-200 метров, его все равно засекут, — отметил глава центра «Основание». — У самолета ВСУ нет и шансов обнаружить нашу ракету до момента включения ее головки самонаведения. После того, как головка включилась, ракета летит на сверхзвуковой скорости в 2-3 маха, она преодолевает 20 километров до самолета за несколько секунд. В это время пилоту ВСУ уже бесполезно делать какие-то маневры, и «тепловые ловушки» против нашей ракеты тоже не помогут — ими можно обмануть разве что американские «Стингеры», — указал он.

При такой схеме взаимодействия поражение украинского самолета нашим комплексом С-400 практически гарантировано, отметил Анпилогов.

«При помощи новой технологии поиска и поражения целей нам удалось застать противника врасплох. Это такая «показательная порка», она призвана показать, что возможные поставки Западом самолетов F-16 вряд ли помогут Киеву получить преимущество в небе. У них не выйдет прятаться от наших ПВО за радиогоризонтом, на сверхмалых высотах. Новые ракеты ЗРК С-400 найдут и уничтожат противника на любой высоте. «Против лома нет приема» — у нашей ракеты выше скорость, больше маневренность, и никакие перегрузки, в отличие от самолета, ей не страшны», — отметил эксперт.

По его словам, таких потерь авиатехники за короткий период украинские ВВС не несли с самого начала конфликта.

«Связка» самолетов ДРЛО и комплексов С-400 получилась очень эффективной и смертоносной, у НАТО на данный момент нет против нее противоядия. Авиапарк ВСУ уже понес невосполнимые потери, но нам нужно повыбивать еще десятки украинских Су-24. Сейчас мы выбили в основном МиГ-29, носителей американских противолокационных ракет HARM. А Су-24 — это тяжелый фронтовой бомбардировщик, перспективный носитель ракет Taurus, которые может поставить Киеву Германия. Если мы их выбьем, то резко уменьшим вероятность ударов крылатыми ракетами по Крыму и Крымскому мосту. Теперь наши бойцы ПВО с нетерпением ждут прибытия на Украину истребителей F-16. Мы уже видели, как горят западные БМП Bradley, танки Leopard и Challenger. На очереди – танки Abrams и истребители F-16, в России очень хотят увидеть, как они горят и разваливаются в воздухе», — заключил аналитик.

Василий Таран,  Аналитическая служба Донбасса