Трагикомическая роль, которую Запад отвел Дании в своих попытках закрыть для России Балтийское море – очередной повод для сожалений о полной утрате некогда суверенными европейскими нациями права поступать не в полном согласии со своим Темным властелином
Все страны должны соблюдать правила международного торгового судоходства в отношении российских танкеров, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Так он ответил на просьбу прокомментировать информацию о планах Дании задерживать и проверять суда из России с нефтью.
«Песков сказал, что в Кремле не располагают информацией о планах властей Дании, но отметил, что «следует заранее всех предупредить о необходимости соблюдения всех правил международного торгового судоходства». Евросоюз предложил Дании проверять и при необходимости блокировать российские нефтяные танкеры, проходящие через ее воды, в рамках мер против обхода потолка цен, сообщила газета Financial Times со ссылкой на три источника. FT уточнила, что вся российская нефть, поставляемая через Балтийское море на мировые рынки (примерно 60% от общего объема морского экспорта нефти России), проходит через Датские проливы».
Таким образом, идея превращения Балтийского моря в натовское озеро и блокады его для России, казавшаяся поначалу вполне фантастической, начинает обретать вполне реальные очертания. Фактически, это ровно то же самое, что сделали немцы в начальный период Великой Отечественной войны, когда заблокировали для наших кораблей и судов выходы в море и заперли их в Финском заливе.
Тогда они использовали для этого авиацию, подводные лодки и минные поля. Сегодня Запад собирается сделать ровно то же самое, прежде всего, с помощью адвокатов и юридического крючкотворства. Однако ожидаемый им эффект точно такой же, если не еще хуже. Потому что сегодня Балтийское море и, соответственно, Датские проливы являются важнейшими мировыми экспортными артериями, по которым перевозится огромное количества российского энергетического сырья. В основном угля и нефти.
«Особое значение Датские проливы играют в качестве маршрута транспортировки энергоресурсов. Так одним из основных грузов, который проходит через них, является уголь. Он по-прежнему остается важным источником энергии для ряда европейских государств. В свое время эти потребности в значительной мере закрывались поставками российского угля с терминалов на Балтике. Однако европейские санкции отнюдь не привели к снижению роли Датских проливов в торговле углем. Скорее, наоборот. Просто угольный трафик стал распределяться несколько иначе, а маршруты поставки угля существенно удлинились. Россия перенаправила свой угольный экспорт, в том числе, идущий с Балтики, на Северную Африку и Восток.
Помимо угля, Датские проливы после того, как Россия сделала ставку на развитие своих нефтяных терминалов на Северо-Западе, превратились в важнейший маршрут для экспорта российской нефти. Через них, в частности, идет транспортировка «черного золота» из балтийских портов Усть-Луга и Приморск. Перевалка нефти в них в 2022 году составила 124,1 млн тонн и 57,1 млн тонн соответственно. Всего же Датские проливы, по некоторым оценкам, еще недавно обеспечивали около 8% мировой торговли нефтью по морю. Ежедневный транзит составлял около 3,2 млн баррелей углеводородов».
Более того, можно вполне уверенно констатировать, что сама идея «закрытия для России Балтийского моря» изначально и была порождена стремлением нанести России и её торговым партнерам максимальный экономический ущерб.
Понятно, что силами купленных адвокатов в принципе можно «обосновать» на бумаге решительно все, вплоть до «бесспорных прав Европейской комиссии распоряжаться золотыми запасами соседней Галактики».
Однако, юридические закорючки, как и любое другое воплощение т.н. «мягкой силы», в этом мире может быть эффективным только при одном условии – отсутствия прямого антипода этой «мягкосильной» субстанции. То есть грубой, физической, сиречь военной силы.
Именно поэтому многие уже сегодня задаются вопросом – а что если уполномоченная Западом на такой фортель Дания столкнется с элементарным нежеланием капитанов морских судов с российской нефтью, или углем оказывать гостеприимство таким самозваным контролерам и вообще останавливаться по их требованию?
Что будет в этом случае делать «великий и могучий» датский военно-морской флот? Вызовет на помощь пару американских авианосцев? Но с этим могут возникнуть некоторые проблемы. Авианосцы США нынче сильно заняты на Ближнем и Дальнем Востоках и шансы на то, что они оттуда когда-нибудь освободятся, равны нулю.
А все, что у НАТО за их вычетом остается, вполне по зубам российским боевым кораблям с «Калибрами» и самолетам с гиперзвуковыми «Кинжалами».
Таким образом, попытка обустроить очередное «Ютландское сражение» для того, чтобы потрафить влажным мечтаниям свихнувшихся на почве русофобии брюссельских маразматиков, может обернуться для инициаторов этой затеи очень кислыми итогами, не считая третьей мировой войны.
И это не говоря уже об абсолютной бесперспективности попыток «по-быстрому» изобрести «правовую базу» для подобных блокирующих действий. Любые инициативы такого рода можно заведомо квалифицировать как юридически ничтожные, поскольку они немедленно вступят в абсолютное противоречие с фундаментальным принципом свободы морского торгового судоходства в Датских проливах. Который никакие самопальные административные инструкции и таможенные правила оспорить не могут.
«Режим Балтийских проливов регулируется действующим и в настоящее время Копенгагенским трактатом, заключенным в 1857 г. между Данией и Россией, Австрией, Венгрией, Бельгией, Францией, Англией, Голландией, Швецией, Норвегией и другими государствами.
Трактат отменил «зундские пошлины», и установил свободное и беспошлинное движение судов всех стран через проливы. За отказ от взимания пошлин заинтересованные страны выплатили Дании около 30,5 млн. риксдалеров (около 23 млн. руб.), в том числе Россия выплатила 9739933 риксдалера (около 9 млн. руб.)».
Президент России Владимир Путин, комментируя однажды пожелания некоторых западных мечтателей «победить Россию на поле боя», ответил им так: «Ну что же, пусть попробуют..». В случае с западными попытками закрыть для России Балтийское море эта фраза российского лидера еще более уместна.
Юрий Селиванов, специально для News Front