Блокада на польской границе как факт напряженности в вопросе интеграции Украины в ЕС

Тысячи грузовиков заблокированы на границе, поскольку поляки считают, что украинцы уступают им в цене в различных секторах – от грузоперевозок до продуктов питания.

Источник: grodno24.com

Об этом пишет издание Politico. Далее – перевод оригинального текста:

«В прошлом году первое, что заметил бы украинец, въезжая в Польшу, – это волонтерские группы, встречающие измученных беженцев теплой едой, одеждой, предложениями комнат и автобусов для бесплатной транспортировки в города Польши.

Теперь же первое, что замечают украинцы, – это огромная очередь грузовиков, ожидающих пересечения пограничного пункта Дорохуск из-за блокады польских дальнобойщиков, начавшейся 6 ноября.

Более 3000 грузовиков сейчас застряли на четырех пограничных переходах; время ожидания достигает трех недель, и по крайней мере один водитель погиб, находясь в ловушке. Протестующие расположились в палатках, припорошенных снегом, и греются у костров в открытых бочках, а водители стоят у своих грузовиков, многие из них курят и смотрят на мигающие синие огни полицейских машин, следящих за ситуацией.

“Водители вынуждены ждать в открытом поле, где нет ни нормальных запасов еды, ни нормальных туалетов”, – сказал POLITICO заместитель министра инфраструктуры Украины Сергей Деркач.

Он добавил, что правительство готовится эвакуировать сотни попавших в ловушку водителей.

Для отношений Киева с Европой пограничная блокада – это серьезный кризис, который дает горькое предчувствие надвигающихся проблем интеграции Украины с ее огромным сельскохозяйственным сектором и дешевыми, но хорошо образованными рабочими в общий рынок ЕС.

Трансграничные торговые потоки необходимы для поддержания экономики Украины во время войны, но польские дальнобойщики считают украинских водителей дешевыми конкурентами, которые ущемляют их бизнес. К ним присоединились польские фермеры, возмущенные тем, что украинский импорт зерна наносит им ущерб, снижая внутренние цены.

Возмущен не только Киев.

В среду Европейская комиссия выступила с резкой критикой “полного отсутствия участия” Варшавы в преодолении кризиса.

“Именно польские власти должны обеспечивать соблюдение закона на этой границе”, – заявила в Брюсселе комиссар по транспорту Адина Валеан. “Хотя я поддерживаю право людей на протест, весь ЕС – не говоря уже об Украине, стране, которая сейчас находится в состоянии войны, – нельзя брать в заложники, блокируя наши внешние границы. Это так просто”.

Валеан предупредил, что если Польша не предпримет никаких действий, Комиссия может предъявить Варшаве нарушение за “несоблюдение правил или неприменение закона”.

Но Польше трудно отреагировать из-за политической неопределенности, вызванной парламентскими выборами в прошлом месяце.

В понедельник министр инфраструктуры Анджей Адамчик написал обращение к своему украинскому коллеге, призывая Киев удовлетворить требования дальнобойщиков. Польские водители хотят, чтобы ЕС отменил льготный режим, который он предоставил украинским перевозчикам после начала войны, разрешив им перевозить грузы из Украины в любую точку блока почти без формальностей; то же правило действует и для компаний ЕС, доставляющих товары на Украину.

Адамчик хочет, чтобы Vălean изучил возможность восстановления разрешений на международные перевозки для украинских перевозчиков, а Польша планирует поднять этот вопрос на Транспортном совете 4 декабря.

Но понедельник стал последним днем работы Адамчика. Его сменил на посту министра инфраструктуры Элвин Гаядхур в кабинете министров, который, как ожидается, проработает всего две недели до вступления в должность нового оппозиционного правительства во главе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском.

Туск осудил неспособность правительства решить проблему.

“Поскольку они делают вид, что сформировали настоящее правительство, они могут делать вид, что занимаются реальными проблемами”, – сказал он во вторник.

Политические оппортунисты

Нестабильность в Варшаве открывает двери для активистов польской ультраправой партии “Конфедерация”.

“До войны украинцы осуществляли 160 000 грузоперевозок. В этом году их уже почти 1 миллион”, – говорит Рафал Меклер, владелец автотранспортной компании из Мендзыржец-Подляски на востоке Польши.

Но Меклер не просто рядовой дальнобойщик. Он также является политиком Конфедерации, принимавшим активное участие в организации протестов на границе. Его страница в Facebook* изобилует критикой Украины, а его партия – самая скептическая в Польше по отношению к союзу с Киевом.

В одном из постов Меклер сравнил Украину с “избалованным ребенком”.

“Мы боремся за наш транспорт [бизнес], а не против Украины. Но Украина уперлась и не хочет сдвинуться с места ни на дюйм, выдавая нам эмоциональную риторику о войне и о том, что мы препятствуем прохождению лекарств”, – сказал Меклер.

Хотя польские протестующие утверждают, что пропускают грузы первой необходимости и военные грузы, Деркач говорит, что на практике это очень сложно: он видел, как грузовики с топливом и гуманитарными грузами не могли прорваться через затор.

“Они пропускают через границу около 30 грузовиков в день. Как мы вообще можем говорить, что они имеют на это право? Что это, блокада разрушенной войной страны?” – говорит Алексей Давыденко, владелец украинской сети медицинских поставок “Медтехника”.

Новый министр сельского хозяйства Польши Анна Гембицка заявила, что обвинения в задержке гуманитарных и военных грузов “не соответствуют действительности”.

Она обвинила в проблемах на границе “безответственную” политику ЕС, “который не видит проблем Польши и других приграничных стран”. Она добавила, что хочет встретиться с комиссаром по экономике Валдисом Домбровскисом, чтобы объяснить польскую точку зрения.

Киев утверждает, что два украинских водителя погибли во время ожидания; польская полиция утверждает, что погиб один.

Пока что украинское правительство не отступает от своего требования, чтобы ЕС придерживался прошлогоднего соглашения о том, что его водители должны быть допущены в страну.

Одной из главных проблем поляков является то, что Украина использует электронную систему маркировки для всех грузовиков, стоящих в очереди на пограничных переходах. Поляки хотят, чтобы их пустые грузовики были освобождены от этой системы, чтобы они могли быстрее проходить пограничный контроль.

“Мы предложили [польским дальнобойщикам] открыть больше пунктов пропуска и создать специальные дорожные линии для пустых польских грузовиков. Но они не хотят регистрироваться в электронной системе очередей, как все остальные. Было бы несправедливо по отношению к другим странам, если бы мы предложили им особый режим”, – сказал Деркач.

“Мы также не можем вернуться к системе разрешений, поскольку потеряли все остальные границы для нашего экспорта”, – добавил Деркач, посетовав, что польские дальнобойщики не желают разговаривать. “Они не хотели слушать о том, что мы должны поддерживать экономику во время войны. Некоторые из них сказали, что они уже достаточно помогли, а теперь им нужно кормить свои семьи. Поэтому они просто встали и покинули переговоры”.

Пограничная политика

Значение границы Украины с Польшей возросло после начала СВО в прошлом году, которое лишило Киев свободного доступа к портам Черного моря.

Поначалу Польша принимала миллионы беженцев, лидировала в поставках оружия Украине и поддерживала ее скорейшее вступление в ЕС.

Но по мере того, как росли расходы на эту политику, росла и политическая напряженность.

Польша, наряду с Венгрией и Словакией, закрыла свой рынок для импорта украинского зерна, несмотря на торговое соглашение между ЕС и Украиной и в нарушение правил единого рынка Европейского союза.

Теперь настала очередь польских водителей грузовиков. Словацкие и венгерские дальнобойщики угрожают аналогичными акциями протеста. По иронии судьбы, центральноевропейские перевозчики выдвигают аналогичные претензии западноевропейским автотранспортным компаниям, которые горько жаловались на то, что их урезали, когда эти страны вступили в ЕС.

К дальнобойщикам присоединились фермеры, которые в понедельник начали 24-часовую блокаду пограничного перехода Медыка на юго-востоке Польши.

Украинцы “кусают руку, которую мы им протянули”, – сказал Польскому агентству печати организатор протестов фермеров Роман Кондрув.

Протесты обошлись экономике Украины более чем в 400 миллионов евро, заявил на брифинге в Киеве Владимир Балин, вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков.

“Я думаю, что нашей ошибкой было то, что мы так сильно зависели от Польши. Мы перенесли свой бизнес, мы платим налоги, логистические сборы, которые раньше платили на Украине, теперь в Польше. Мы думали, что прикрыли свои тылы”, – сказал Давыденко из “Медтехники”. “Может быть, если бы мы были немного осторожнее, мы бы не так сильно зависели от Польши…”.»

Politico

*-продукт компании Meta, запрещенной в РФ