“Нефтяные санкции” потерпели крах

Как сообщило в среду американское агентство Bloomberg, чистые доходы России от продажи нефти в октябре составили $11,3 млрд, или 31% от общих доходов бюджета страны за месяц. Это стало самым высоким показателем с мая 2022 года и превышает показатель любого месяца до начала российской военной операции на Украине, признает агентство со ссылкой на расчеты российского Минфина

Источник: dzen.ru

По данным Bloomberg, за первые девять месяцев 2023 года российские и теневые владельцы флота перевезли более 70% российских нефтяных грузов, что «позволило Москве сохранять контроль над экспортом и постепенно повышать цены». В текущем году РФ экспортировала почти 3,5 млн баррелей нефти в сутки (б/с) и около $11 млрд ушло на спред поставок. Часть этой суммы представляет «законные расходы на доставку», но почти все эти средства «проходят через анонимных торговцев или неизвестные транспортные компании», утверждает американское агентство.

Как стало известно, львиную долю перевозок российской нефти осуществляли судовладельцы Греции, поскольку именно у этой страны самый большой в мире танкерный флот. Причем они нашли хитроумную лазейку для обхода санкций, при которой нефть перегружается в море на другие танкера, где смешивается с нефтью других поставщиков, после чего источник ее происхождения невозможно установить.

Власти Греции ранее заявили, что не могут предотвратить эти тайные перевозки российской нефти, происходящие недалеко от побережья страны. Как уточняет Bloomberg, они осуществляются в международных водах, которые начинаются в 6 милях (10 км) от берега в Лаконском заливе. Агентство пишет, что принадлежащие Греции суда в 2023 году перевалили больше российской нефти, чем суда из любой другой страны, за исключением самой России.

Как известно, 5 декабря 2022 года Западом был введен потолок цен на нефть из России на уровне $60 за баррель. С 5 февраля 2023 года действует эмбарго Евросоюза на российские нефтепродукты. Однако, как свидетельствует американская газета Politico, попытки Запада ограничить нефтяные доходы России, «по сути, провалились».

Как же нашей стране удается этого добиваться? Прежде всего, потому, что 80% людей планеты живет в странах, которые антироссийские санкции не соблюдают. Еще в прошлом году Евросоюз ввёл пакет антироссийских санкций, согласно ему почти трем тысячам российских судов, в том числе и танкерам, запрещено заходить в европейские порты. Даже если кто-то и захочет купить «запретную» российскую нефть, то, казалось бы, как ему ее доставить?

Как сообщают СМИ, для перевозки российской нефти уже возник некий «теневой флот». Так, газета Financial Times опубликовала статью, в которой, ссылаясь на судоходную брокерскую компанию Braemar, сообщила, что Россия якобы купила 109 старых танкеров для перевозки своей нефти. А информационный ресурс TradeWinds заявил, что почти 400 нефтяных танкеров были проданы неизвестным покупателям или новичкам в этом секторе после вторжения России на Украину.

Однако на самом деле России никакого «теневого флота» создавать не нужно, что, кстати сказать, в условиях, когда страховой рынок морских перевозок контролируют англо-американские компании, вряд ли возможно. Особенно, когда речь идет об огромных нефтеналивных судах, а не о каких-то рыбацких баркасах или маломощных сухогрузах.

Перевозки осуществляли, прежде всего, греческие судовладельцы. Это именно они создали такую систему транспортировки нефти, которая фактически не дает возможности с точностью отследить, откуда реально поступает перевозимая ими нефть и кто именно является ее подлинным владельцем.

В результате, если до начала СВО на Россию приходилось 34% из общего объёма греческих танкерных перевозок, то потом, по данным немецкой газеты Deutsche Wirtschafts Nachrichten, этот показатель вырос до 50%. А по данным издания Welt, Греция втрое увеличила долю в транспортировке российской нефти по сравнению с 2021 годом.

В то же время, контроль за греческими судовладельцами крайне сложен, прежде всего, потому, что их компании расположены не в Греции, а в США, Великобритании, на Кипре и в других местах. Сами они проживает там же, а также в Швейцарии, и большинство из судов греческих владельцев зарегистрированы и традиционно ходят под флагами вовсе не Греции, а Кипра, Либерии, Панамы и других стран. Ну, а самих судовладельцев заботят, прежде всего, их прибыли.

Российская нефть является высокомаржинальным элементом мирового рынка углеводородов, рассказал порталу Expert.ru первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров. Сейчас, по его словам, выделились страны-лидеры по экспортно-импортным операциям с российской нефтью и нефтепродуктам на ее основе. При этом наибольшая доля поставок сырья со сменой происхождения идет на экспорт в страны-инициаторы антироссийских санкций по ценам вне механизма ценового потолка.

«Следует отметить, что руководство этих стран осведомлено о происхождении нефтепродуктов, так как громкие заявления политиков — это одно, а бизнес — превыше всего», — указал аналитик.

Однако трубить в фанфары пока не приходится. Ущерб России от западного нефтяного эмбарго все-таки есть. К тому же США и его сателлиты стремятся еще больше ужесточить санкции против поставок Россией энергоресурсов на мировые рынки.

Они вводят их уже даже против отдельных танкеров, которых заподозрили в перевозках российской нефти. Так, в начале декабря США ввели санкции против трех компаний-судовладельцев и их собственности — трех танкеров — за перевозку российской нефти с нарушением потолка цен, введенного странами G7, говорится на сайте Управления по контролю за иностранными активами Минфина США.

«Эти санкции основаны на предыдущих действиях Минфина в октябре и ноябре этого года и еще раз представляют собой обязательство Минфина вместе со своими партнерами по коалиции ответственно подойти к сокращению доходов от нефти [для России]», — сказано в сообщении.

А потому Россия не сидит, сложа руки, а активизирует свои связи со странами, ключевыми обладателями энергоресурсов, чтобы действовать совместно против диктата Запада. Именно так оценивают комментаторы нынешний визит президента РФ Владимира Путина в Саудовскую Аравию и ОАЭ, а также его предстоящую встречу в Москве с президентом Ирана Ибрахимом Раиси. В ходе поездки российский лидер планирует обсудить нефтяной рынок и израильско-палестинский конфликт, сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.

Визит сигнализирует о том, пишет Bloomberg, что «путинская экономика окрепла, а бои на Украине зашли в тупик. Мировой охват и пропагандистская деятельность России представляет собой проблему для Белого дома, который недавно предостерег, что выделенные для Украины средства заканчиваются, и что у Вашингтона мало времени, чтобы возобновить помощь Киеву».

Учитывая значимость доходов от энергетики для российской казны, одной из главных тем визита станет сотрудничество стран Персидского залива с Москвой. Саудовская Аравия, ОАЭ и Россия — члены ОПЕК+, альянса между Организацией стран-экспортеров нефти и другими крупными производителями нефти. На прошлой неделе они согласились не только продлить сокращение добычи, но и углубить его. В интервью агентству Bloomberg в понедельник министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдул-Азиз ибн Салман подчеркнул уровень доверия и сотрудничества между Эр-Риядом и Москвой в нефтяной политике. Отношения между двумя странами составляют костяк альянса ОПЕК+.

Президент ОАЭ шейх Мухаммад ибн Заид Аль Нахайян также посетил Путина на июньском бизнес-форуме в Санкт-Петербурге. США надавили на ОАЭ, чтобы Абу-Даби ограничил связи с Москвой и перекрыл российские каналы для обхода санкций. Уже в этом месяце администрация Байдена нанесла удар по ряду судоходных компаний из ОАЭ за несоблюдение потолка цен на нефть. Однако нынешний визит президента России свидетельствует о том, что страны-ведущие производители нефти не намерены подчиняться диктату Вашингтона, а продолжают укреплять связи с Россией.

Визит Владимира Путина в Саудовскую Аравию и ОАЭ стал очень неприятным событием для США и их западных союзников под занавес года, написал в своем Telegram-канале председатель Комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков

По его словам, на конец 2023 года антироссийские санкции не сработали и ВВП России продолжает расти. Контрнаступление Украины провалилось, а внутренняя стабильность России в условиях СВО «не дает Западу никаких надежд на социальный кризис», пишет парламентарий. Он также отмечает, что глобальный Юг отказался присоединиться к позиции Запада, а политика международной изоляции Москвы потерпела крах. «На этом фоне поездка президента России в Саудовскую Аравию и ОАЭ взрывает всю западную стратегию», — делает вывод Пушков.

Контакты президента России Владимира Путина с главами ОАЭ, Саудовской Аравии и Ирана важны не только с точки зрения развития двусторонних отношений с этими странами, но и с точки зрения сигналов международному сообществу, считает помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков.

«Три мощнейших международных события в полтора дня, можно сказать. Вот такой вот мощный выстрел, на мой взгляд. Мне кажется, это будет полезно с точки зрения и развития наших отношений с этими тремя государствами, ну и с точки зрения, так сказать, соответствующих международных сигналов, сигналов международному сообществу», — сказал Ушаков журналистам.

А это значит, что все попытки США и других стран Запада блокировать поставки российской нефти, а также других энергоресурсов на международные рынки обречены в конечном итоге на провал.

Игорь Веремеев, Столетие