Чтобы обеспечить свою собственную безопасность в будущем, европейским правительствам необходимо начать извлекать уроки из использования беспилотных летательных аппаратов в Украине и других недавних конфликтах, включая Газу.
Источник фото: AFP via Getty Images
Об этом пишет издание Politico. Далее – перевод оригинального текста:
«Беспилотные летательные аппараты быстро превратились из вспомогательной роли в военных операциях в важнейший компонент современной войны — и они пользуются большим спросом по всему миру.
Таким образом, чтобы обеспечить свою собственную безопасность, европейским правительствам необходимо начать обращать внимание и извлекать уроки из использования беспилотных летательных аппаратов в войне на Украине и других недавних конфликтах, включая Газу.
По словам главнокомандующего вооруженными силами Украины генерала Валерия Залужного, беспилотники сыграли ключевую роль в достижении целей военно-воздушных сил в войне против России, в то время как оборудование для борьбы с беспилотниками становится все более важным для защиты сил.
Кроме того, быстрая и надежная поставка беспилотных летательных аппаратов для удовлетворения возросших потребностей на поле боя на Украине привела к динамичному подходу всего общества, способствующему инновационным закупкам, массовому производству, обучению операторов, а также новому подходу к операциям и реформам в структуре вооруженных сил.
Другим, более свежим примером использования беспилотников сегодня является продолжающаяся война Израиля с ХАМАСОМ. ХАМАС использовал беспилотники для подготовки своего жестокого нападения на юг Израиля, выведя из строя израильские высокотехнологичные средства связи, сенсорные сети и дистанционно управляемые пулеметы – все это должно было служить первой линией обороны от проникновения из сектора Газа.
Однако в то же время во всех этих конфликтах мы также видели, что шумиха вокруг беспилотных летательных аппаратов может быть преувеличенной и вводить в заблуждение.
Беспилотники не работают изолированно. Их следует рассматривать как средство повышения военной эффективности, а не как «чудо—оружие». И их эффективность зависит от их интеграции в более широкую военную архитектуру, которая сочетает в себе множество возможностей в различных областях, включая космос, киберпространство, слияние и обработку разведывательных данных, радиоэлектронную борьбу и другие.
В нашем исследовании, оценивающем влияние беспилотных летательных аппаратов на современное поле боя, мы обнаружили, что они становятся незаменимыми для современных военных операций, и в будущем их роль будет только расширяться, что повышает актуальность быстрой адаптации НАТО.
Европейскому Союзу и его странам-членам аналогичным образом необходимо значительно активизировать включение беспилотных летательных аппаратов и технологий борьбы с беспилотниками в свои многочисленные оборонные документы и инициативы, включая план развития потенциала ЕС и скоординированный ЕС ежегодный обзор по обороне. Параллельно страны ЕС должны начать расширять совместные оборонные проекты по беспилотным летательным аппаратам и борьбе с беспилотными летательными аппаратами, уделяя особое внимание функциональной совместимости, масштабированию и использованию передовых технологий.
Конечно, блок не будет начинать с нуля. «Беспилотные летательные аппараты» уже фигурируют в пересмотре Плана развития потенциала ЕС на 2018 год, а «беспилотные летательные системы» (БАС) включены в его скоординированный ежегодный обзор обороны на 2022 год. Недавно Европейское оборонное агентство также завершило двухлетний проект, посвященный стандартам функциональной совместимости военных беспилотных летательных аппаратов, предоставив ключевые рекомендации, которые помогут европейским странам лучше интегрировать и согласовать свои возможности беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, в последних приоритетах ЕС по развитию потенциала на 2023 год — обновленном плане развития потенциала — повышенное внимание уделяется беспилотным летательным аппаратам и их оперативному применению.
Однако совместные проекты ЕС как в секторе беспилотных летательных аппаратов, так и в сфере борьбы с беспилотниками остаются скромными по масштабам (всего несколько миллионов евро), в которых участвуют лишь несколько стран. Кроме того, большинство стран по-прежнему склонны отдавать приоритет национальным инициативам, в то время как инвестиции членов ЕС в разработку и производство беспилотных летательных аппаратов и средств борьбы с ними на сегодняшний день ограничены.
Более того, количество, качество и стандартизация в настоящее время не соответствуют потребностям, демонстрируемым современными конфликтами. В то время как НАТО коллективно владеет и эксплуатирует пять крупных высотных систем длительного действия — системы наземного наблюдения Альянса НАТО (AGS) — эквивалентных возможностей ЕС, коллективных или иных, нет.
Учитывая объем миссий ЕС за пределами Европы, членам ЕС было бы полезно иметь гораздо большее количество многоцелевых беспилотных летательных аппаратов (высокопроизводительные системы среднего и крупного размера, а также более мелкие расходные устройства) и средства борьбы с беспилотниками, готовые к развертыванию.
Кроме того, учитывая истощение, от которого страдают малые и средние беспилотные летательные аппараты в конфликтах высокой интенсивности, тиражируемость и доступность по цене этих систем должны быть приоритетными. Например, в последних приоритетах развития потенциала подчеркивается важность средних и крупных беспилотных летательных аппаратов, но не упоминается растущая роль, которую играют небольшие тактические системы (в том числе коммерческие) и бездельничающие боеприпасы, как это наблюдается в Украине и других странах. В целом, хотя масштабное производство и более модульные конструкции могли бы помочь снизить стоимость более крупных беспилотных летательных аппаратов в ближайшие годы, высококачественные возможности последних и сенсорные технологии остаются относительно дорогими. Это означает, что необходимо повысить живучесть этих платформ за счет специальных возможностей самозащиты.
В связи с этим в ЕС уже реализуются важные проекты, ориентированные как на беспилотники малого, так и среднего размера. Ожидается, что самый амбициозный из них — Eurodrone — предоставит 20 высотных многоцелевых беспилотных летательных аппаратов длительного действия четырем странам, начиная с 2028 года. И два других примечательных проекта, финансируемых ЕС, – малозаметная тактическая беспилотная воздушная система и небольшие дистанционно пилотируемые летательные аппараты следующего поколения — предназначены для создания прототипов способных работать небольших тактических беспилотных летательных аппаратов для ограниченного числа стран.
Однако будущее полноценного производства неясно, и это связано с тем, что большинство европейских стран полагаются на свои национальные парки беспилотных летательных аппаратов, начиная от высотных беспилотников большой дальности полета и тактических систем малого и среднего размера. Общее количество в настоящее время ограничено, но оно растет с особым акцентом на многоцелевые функции. И все же в значительной степени несогласованный подход и разрозненное сочетание платформ с их собственной запатентованной телеметрией и датчиками препятствовали функциональной совместимости, а также созданию общей доктринальной основы.
Финансирование ЕС и совместные усилия по развитию возможностей борьбы с беспилотниками еще более скромны, хотя они указаны в качестве приоритетных в последнем обзоре обороны ЕС. В настоящее время единственным заслуживающим внимания проектом является двухлетняя инициатива по исследованию и проектированию стоимостью 13,5 миллионов евро, в которой участвуют 14 стран и которая направлена на создание совместного европейского потенциала по борьбе с беспилотниками.
Неизбежно, растущее влияние беспилотных летательных аппаратов потребует изменения приоритетов инвестиций стран ЕС в борьбу с беспилотниками, сосредоточив внимание на экономически эффективных решениях, таких как радиоэлектронная борьба и оружие направленной энергии, включая лазеры и высокоэнергетическое микроволновое оружие.
Однако, несмотря на усилия НАТО и ЕС по стимулированию закупок и развитию потенциала, а также по продвижению общих стандартов и вспомогательных возможностей, в настоящее время у них недостаточно беспилотных летательных аппаратов для ведения интенсивной борьбы с равным противником, для сдерживания противников или для действий в кризисных ситуациях, отличных от конфликтов. Кроме того, перед обоими поставлена задача эффективно интегрировать и использовать имеющиеся у них возможности в сложных, противоречивых условиях.
Недостатки в персонале и подготовке кадров, а также ограничения на обработку разведывательных данных и обмен ими между ЕС и его союзниками усугубляют этот недостаток возможностей.
Таким образом, ЕС и его странам—членам необходимо использовать весь потенциал будущей беспилотной войны и подготовиться к ней, что потребует больше ресурсов, четких целей и более тесного сотрудничества между правительствами, военными и промышленностью.
В частности, ЕС должен всесторонне оценить требования к беспилотникам и средствам борьбы с ними, извлекая уроки из недавних конфликтов, текущих технологических достижений и ожидаемых будущих угроз. И предстоящий в 2024 году Скоординированный ежегодный обзор по обороне представляет стратегическую возможность для такой оценки.
Параллельно с этим важные вспомогательные возможности, такие как искусственный интеллект, большие данные, квантовые технологии, кибернетические и космические возможности, также требуют внимания и инвестиций. ЕС и его члены должны извлечь выгоду из продолжающихся инновационных усилий — особенно тех, которые связаны с коммерческим применением беспилотных летательных аппаратов или технологий двойного назначения и борьбы с беспилотными летательными аппаратами, – поскольку акцент на совместных оперативных экспериментах и внедрении более гибких процессов закупок повысит эффективность.
Наконец, интеграция возможностей беспилотных летательных аппаратов и борьбы с ними в вооруженные силы стран-участниц требует сосредоточения внимания на управлении человеческими ресурсами и талантами. Это включает в себя подготовку, просвещение, набор и удержание персонала.
Но только в том случае, если ЕС сможет предпринять эти шаги, беспилотные летательные аппараты начнут играть решающую и успешную роль в будущем европейской безопасности.»