Проблемы артистов, которые с началом СВО не просто покинули Россию, а громко при этом хлопнули дверью и продолжили поливать страну грязью, внезапно приобрели новое качество. До недавнего времени в основном были слышны жалобно-желчные голоса тех, кто «не вписался в рынок», оставшись на чужбине не у дел, без привычных гонораров и быстро растрачивая сбережения. Однако теперь потоком пошли куда более интересные новости
© РИА Новости / Евгений Одиноков
Оштрафованы и прямо сейчас ждут депортации из Таиланда музыканты группы «Би-2» (солист Егор Бортник* признан в России иноагентом). Вчера стало известно, что Максима Галкина* не пустили в Индонезию, где у него должны были пройти выступления на Бали. До того его концерты были отменены в том же Таиланде и Казахстане. По сведениям СМИ, по итогам выступления в Дубае (ОАЭ) юморист получил штраф сто тысяч дирхам (2,4 миллиона рублей), запланированные на 2024 год концерты в Дубае и Абу-Даби также отменены. В пятницу рэпер Моргенштерн* сообщил, что ему закрыли въезд в Дубай, где он жил последние два года. Ранее ему запретили там вести концертную деятельность. У комика Руслана Белого* похожие проблемы — отмены выступления в Таиланде и на Бали. Впрочем, под раздачу попали не только россияне: в Таиланде отменен концерт Светланы Лободы, а Дубай запретил въезд Андрею Данилко, известному миру как Верка Сердючка. Данный список «пострадавших» далеко не полный.
Артисты — да и не они одни — видят причину происходящих с ними неудач в «длинной руке» Кремля. Например, Максим Галкин написал на своей странице в соцсети, что для концерта на Бали у него на руках были все необходимые документы, включая рабочую визу и разрешение на проведение мероприятия, но на паспортном контроле ему отказали во въезде, якобы сославшись на письмо от правительства России.
Возможно, в решениях властей Таиланда, Дубая и Индонезии сыграло свою роль нежелание ссориться с Москвой, предоставляя площадки тем, кого она маркирует как иноагентов, однако не стоит переоценивать значимость данного фактора. Главными являются совсем иные причины, и для их понимания упомянутым музыкантам и комикам стоит взглянуть в зеркало.
«Би-2» попали под раздачу за проведение концерта без необходимых по таиландским законам разрешительных документов. Моргенштерн долго и старательно нарушал требования и запреты Дубая к выступлениям, включая курение и употребление алкоголя на сцене, так что дело вполне закономерно закончилось баном на концертную деятельность и на въезд в страну. Тот же Дубай вкатил Галкину штраф не за борьбу с Кремлем, а за разжигание межнациональной ненависти, чему была посвящена львиная часть его выступления, ставшего причиной наложенного наказания, — что просто противозаконно в эмирате. И дело вовсе не в том, что власти Дубая любят русских: во-первых, им просто не нужна головная боль в виде межнационального конфликта, если вдруг у каких-то неадекватов снесет крышу на почве выступления юмористов (а русскоязычная община в эмирате достаточно большая), а во-вторых — и это даже важнее — зачем им вообще терпеть пренебрежение каких-то иностранцев по отношению к своей стране и ее законам?
Тут как раз и коренится суть проблемы: российские артисты-иноагенты являются концентрированным продуктом, совмещающим в себе сразу два феномена: с одной стороны, корона на голове в силу звездного статуса, а с другой — ощущение себя «белым человеком», принадлежащим к великой западной цивилизации, правящей миром. А это автоматически означает презрительное и пренебрежительное отношение к странам и народам, не относящимся к Западу. Именно поэтому они считают возможным игнорировать их законы и требования властей, потому что в их глазах это всего лишь дикие тайцы, грязные арабы и нищие индонезийцы. Это настолько очевидно, что считывается сразу и всеми. Тем более что о русских как о недочеловеках они говорят в своих выступлениях и интервью совершенно открыто.
Ведь индонезийский казус Галкина прост, как две копейки: даже если допустить, что история про «письмо от российского правительства» — правда, видео выступлений, в том числе скандальное дубайское, обеспечило юмористу репутацию для иностранных государств на многие годы вперед. И теперь достаточно просто ознакомиться с ними, чтобы про того везде все поняли. В Индонезии сложная система этнических и религиозных общин, в истории которых хватает трагических и кровавых событий. И тут в страну приезжает артист, который намерен нести со сцены незаконную, разжигающую ненависть политоту, то есть к уже имеющимся проблемам добавить потенциально новую — на этот раз с крупной группой иностранцев, выбирающих Бали для отдыха и жизни. Получается, что этот самый артист мало того что открыто не уважает страны, которые предоставляют ему площадки для выступлений, так и в буквальном смысле создает им угрозы национальной безопасности.
Самым забавным во всем этом является то, что для иностранных государств (незападных, стоит уточнить) артисты-иноагенты своей текущей деятельностью невольно подтверждают, что у Москвы были очень серьезные основания для внесения тех в соответствующий список. Так что эффективность гипотетической «руки Кремля» в данном случае вовсе не в том, что она длинная, а в том, что она права.
* Физические лица, выполняющие функции иноагентов в России.
Ирина Алкснис, РИА