Латвия, Литва и Эстония относят себя к числу демократических стран, где о личной свободе и равноправии не говорит только ленивый. Вместе с тем власти всех трех республик очень не любят Международный женский день — вплоть до запрета его празднования. В чем причина такого явного отступления от «западных ценностей»?
Источник изображения: planet-zdarovya.ru
На постсоветском пространстве Международный женский день в народе особенно любим именно потому, что он посвящен прекрасной половине человечества. Политическая составляющая праздника оказалась фактически нивелирована еще в 1960-х, когда 8 марта официально было объявлено нерабочим днем. Так что о забастовке нью-йоркских ткачих, с которой все и стартовало в начале прошлого века, если кто-то и знал, то благополучно забыл. Равно как и о решении Второй Коммунистической женской конференции 1921 года регулярно отмечать участие женщин в петроградской демонстрации 1917-го, ставшей одним из предвестников буржуазной революции в России.
Скорее всего, изначально сугубо феминистский подтекст 8 Марта в СССР перестал быть актуальным по той простой причине, что женщины очень быстро заняли достойное место в советской системе. Во всяком случае, Паша Ангелина за рычагами трактора или Марина Раскова за штурвалом самолета вскоре перестали восприниматься как исключение из правил, благо последовательниц хватало. А после Великой Отечественной войны женщины и во главе крупных промышленных предприятий стали явлением если не обыденным, то достаточно распространенным. Не говоря уже о системе образования, где они вообще заняли лидирующие позиции.
Да и в органах власти советские женщины всегда были представлены широко, несмотря на отсутствие официальной квоты, которую были вынуждены специально установить в западных странах «развитой демократии», причем относительно недавно.
На Западе же переданная суфражистками феминисткам борьба женщин за свои права на протяжении всего прошлого века не утратила актуальности. Причем зачастую в буквальном смысле: когда у нас полетела в космос Валентина Терешкова, женщины в Португалии и Швейцарии по тамошним законам не могли голосовать на выборах. В итоге оказалось необходимо вмешательство Организации Объединенных Наций, воспользовавшейся тем, что 1975-й был объявлен международным годом женщин, и настоявшей на ежегодном проведении Международного женского дня.
И все равно понадобилось еще почти два десятилетия для того, чтобы Запад наконец дождался так называемой «третьей волны» феминизма (первые две — в 1840-х, 1920-х и с начала 1960-х до конца 1980-х — быстро затухли) с ее антирасистскими и интернациональными лозунгами.
Впрочем, кроме прогрессивных начинаний фемен-движение увлеклось квир-теорией с ее главным постулатом о том, что гендер и сексуальная ориентация предопределяются не столько биологическим полом человека, сколько его социокультурным окружением. Как очень скоро стало ясно, это увлечение не только оказалось чрезмерным, но и привело в итоге к подмене понятий.
Реальную борьбу женщин за свои права сменил суррогат гендерной идеологии, активно продвигающей и практикующей методы ультрарадикального феминизма вроде движений «чайлдфри» или ЛГБТ*.
Вот так вполне здравое и нужное начинание выродилось в имитацию достигнутого женского равноправия — и даже некоторого доминирования над мужчинами. Активными сторонниками этого суррогата являются глобалисты, из которых сегодня в большинстве своем состоят элиты практически всех государств коллективного Запада. Неудивительно, что праздник 8 Марта в его советской интерпретации вызывает у них негативные эмоции.
И в авангарде не принимающих Международный женский день вновь фигурируют страны Балтии. Но, кроме обычного желания подыграть партнерам, Латвия, Литва и Эстония еще страдают комплексом бывших республик Советской Прибалтики, который заставляет отвергать любое наследие «оккупантов». Международный женский день исключением не стал.
Эстонцы вообще отмечают довольно мало праздников. К примеру, вместо Международного женского дня они восстановили полузабытый при СССР День матери. Безусловно, мать — это святое, вот только как быть женщинам, которые еще не ощутили радости материнства или по каким-то причинам ее ощутить никогда не смогут? В целом полной отмены 8 Марта в республике так и не случилось, прежде всего благодаря русскоязычной части населения. Впрочем, в традиционных СМИ и на информресурсах интернета посвященные Международному женскому дню статьи и поздравления можно найти не только на русском, но и на эстонском языке.
Что касается Литвы, то 8 Марта стал там памятным днем еще в 1994-м. Спустя всего три года женский праздник отменили. Но литовские бизнесмены продолжали фиксировать резкий всплеск продаж цветов каждое 8 Марта, причем спрос превышал даже соответствующие показатели в День Святого Валентина. И в Сейме осознали необходимость как-то выйти из сложившегося положения. В начале 2002 года был найден компромисс в виде поправки к Закону о памятных датах с включением в их число Международного дня женской солидарности. Правда, на официальном уровне он не отмечается.
Наиболее радикально поступили в Латвии. Еще в начале марта 2019 года доктор юридических наук Латвийского университета Кристине Яриновска выступила с инициативой удалить 8 Марта из национального календаря праздников. Причина называлась только одна — дата была узаконена в период «советской оккупации».
Депутаты латвийского Сейма посоветовали госпоже Яриновска умерить пыл и не ассоциировать себя со всеми женщинами Латвии. Но четыре года спустя она добилась своего — парламент принял закон о полном запрете (под угрозой крупного штрафа) «коммунистических праздников», включая Международный женский день. Постановили даже сформировать специальные отряды из полицейских и членов националистических организаций, которые должны были отслеживать, не собрались ли вечером 8 марта в какой-нибудь рижской кофейне подозрительно оживленные кавалеры и довольные дамы с букетами цветов.
Происходящее в странах Балтии напоминает кампанию столетней давности, развернувшуюся в СССР, когда празднику Рождества Христова пытались противопоставить «комсомольское рождество» или «комсвятки», и запрет на рождественские елки, действовавший с 1929 по 1935 год. Тогда на Западе порицали советскую власть за вмешательство в частную жизнь граждан. Сегодня практически идентичные процессы в Прибалтике Европа обходит молчанием. Что уже и не удивительно.
А правительства стран Балтии, на словах борющиеся с советским прошлым и осуждающие его, на деле все больше берут на вооружение худшие практики, которые использовались руководством СССР на протяжении длительного времени.
* Экстремистское движение, запрещено в РФ.
Андрей Локтионов, Rubaltic.Ru