Завиральные планы Белого дома делают противостояние на Ближнем востоке бесконечным

Белый дом уже всерьёз изучает перспективу назначения своего чиновника в послевоенную Газу. Если верить источникам американского журнала Politico, чиновник будет работать на общественных началах при гипотетической новой палестинской администрации.

Источник фото: White House

Заметим, против её назначения категорически выступают «ястребы» из правительства Нетаньяху, настаивая на возобновлении поселенческой деятельности и прямом израильском управлении за зачищенной от местного населения территории анклава. Предполагается, что, представляя интересы Белого дома, сей чиновник может быть выходцем из арабской страны или даже из местной палестинской среды. Должно быть, не без веских на то оснований Politico делает вывод: само по себе обсуждение этого назначения Белым домом и Госдепартаментом однозначно говорит о двух обстоятельствах.

Во-первых, вооружённый конфликт ХАМАС** и Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) близится к завершению. В противном случае обсуждение подобных назначений едва ли имело бы смысл. Во-вторых, несомненно и другое – США хотят принять активное участие в послевоенном устройстве в секторе Газа, имея в виду и более широкие планы по переустройству Ближнего Востока (возможности для которого у Америки, заметим, уже далеко не те, что раньше).

Источники Politico дают интересную пищу для размышлений относительно характера будущей администрации в Газе. Так, вероятный американский советник палестинского происхождения должен стать советником неких «пропалестинских сил», находиться непосредственно «на месте».

Из этого следует, что популярность ХАМАС как политической силы и организации будет явно проигнорирована США и Израилем. Таким образом, американцы с ведома и согласия режима Нетаньяху (возможные шероховатости решаются в рабочем порядке) целенаправленно готовят не что иное, как оккупационную администрацию Газы – никак иначе планы, над которыми приоткрыли завесу конфиденциальности, не прокомментируешь.

Более того, судя по всему, в Вашингтоне хорошо отдают себе отчет в том, что речь пойдет об «игре в долгую», что, собственно, и подтверждают периодически возникающие утечки. Как утверждают источники Politico, Белый дом ещё долго планирует играть ключевую роль в регионе после того, как «смолкнет оружие». Симптоматично и то, что США намерены разделить «частичную ответственность» с Израилем за обустройство 2,2 млн палестинских беженцев (где – вопрос отдельный и едва ли в полной мере решаемый). Любопытно, что означает «частичная» применительно к такому понятию как «политическая ответственность», когда речь идет о почти двух с половиной миллионах насильственно перемещённых гражданских лиц?

К тому же откуда у администрации Байдена уверенность, что итоги осенних президентских выборов окажутся для действующей администрации столь уж благоприятными? Ведь, казалось бы, накануне электоральных процессов Америка традиционна увлечена своими делами, и любые внешние авантюры так или иначе вписываются во внутренний контекст. Однако ещё интереснее, заручатся ли в Вашингтоне поддержкой арабских или шире – исламских государств.

Поддержка американо-израильской оккупационной администрации «одним из американских штатов», как иногда иронично именуют Королевство Иордания, здесь едва ли актуальна и уместна.

Король Абдалла II недаром и по делам считается не арабом по крови и не арабом по менталитету. Арабская «улица» относится к нему, мягко говоря, крайне неприязненно – слишком уж тесно переплелись его интересы с деструктивными региональными замыслами Лондона и Вашингтона. Пожалуй, ни один монарх из Персидского залива не демонстрирует до такой степени лояльности коллективному Западу, как это не стесняется делать их иорданский «брат». Достаточно напомнить, что в ходе весеннего обострения в регионе самолеты ВВС Иордании сбивали иранские дроны.

Кроме того, иорданцы не скрывали – они больше не допустят на свою территорию ни одного палестинского беженца. Так что арабская и даже общеисламская солидарность однозначно не про нынешние власти Аммана. К слову, одно из предложений о размещении гипотетического «гауляйтера» именно в Иордании, о чем пишет Politico, еще раз ярко подтверждает неоспоримое. США абсолютно утратили связи с регионом, а значит и с реальностью.

Другим же ключевым арабским игроком, от позиции которого во многом зависит будущее Газы, выступает сопредельный с Газой Египет. Если бы не система подземных тоннелей, связующих анклав с Синайским полуостровом, едва ли отряды ХАМАС и другие силы сопротивления продержался бы до мая 2024 года. Достоверных признаков того, что Вашингтон «сверил часы» с Каиром в лице президента Абделя Фаттаха ас-Сиси, также пока не прослеживается. Хотя Египет – ключевая арабская страна, заинтересованная в безусловном прекращении конфликта, а также в скорейшем обеспечении послевоенного устройства в Газе.

Как известно, египетские власти не без оснований опасаются инфильтрации на свою территорию радикальных элементов, которые могут спровоцировать массовые антиправительственные выступления в Каире. На фоне бедности, безработицы в условиях схлопывания доходов от эксплуатации Суэцкого канала (грузоотправители и участники рынка морского страхования опасаются рисков с нападением повстанцев из движения «Ансар Алла»), от туризма и прогрессирующей инфляции это чревато социальным взрывом.

В свою очередь, ещё с осени 2023 г. Турция заняла вполне определённую позицию, категорически не соответствующую планам США и Израиля. Мало того, у себя на родине президента Реджепа Эрдогана системная и несистемная оппозиция критиковала за «непоследовательность», половинчатость антиизраильских мер.

После объявления Аксараем в мае 2024 г. торгового эмбарго по ряду товарных позиций и без того «неполноводная» турецко-израильская торговля прекратилась вовсе (правда, злые языки поговаривают, что она налаживается через обходные пути, в частности через Словению и Грецию).

При этом многочисленные призывы и окрики турецкой стороны к США повлиять на Израиль успехом не увенчались. Демонстративно укрепляющая связи с движением ХАМАС правящая турецкая коалиция потеряла немало очков на фоне своего противостояния коллективному Западу на Ближнем Востоке в контексте обострения в Газе. По факту же, как становится очевидным, турецкие «обеспокоенности» не были приняты в расчет и всерьез. Как итог, готовившийся на протяжении полугода официальный визит Эрдогана в Вашингтон и его встреча с Байденом, на которую делались серьёзные расчёты, таки сорвался. Иных очевидных предпосылок к срыву, кроме неразрешенного палестино-израильского конфликта, не просматривалось.

Безусловно, в списке влиятельных государств исламского Востока еще остается Королевство Саудовская Аравия, отношения фактического правителя которой принца Мохаммеда бин Сальмана с Америкой находятся на точке замерзания. В Эр-Рияде связывают возможное заключение сделки по оборонной и гражданской ядерной программе с США с прогрессом к созданию палестинского государства, и едва ли готовы подписаться под оккупацией Газы, особенно в нынешнее время – ведь такое решение никак не вяжется с ролью и влиянием, которое хранители мусульманских святынь взяли на себя в исламском и арабском мире.

Соответственно, под планом США назначить «гауляйтера» Газы мало реальных оснований. Назначить-то можно кого угодно и куда угодно, но примут ли такой расклад палестинцы – большой вопрос. Едва ли они забыли, что Байден выступил против признания другими членами ООН в одностороннем порядке независимости Палестины, фактически злостно игнорируя в том числе и мнение широкой американской общественности, часть из которой выражает свою поддержку Палестине в формате «кампусной интифады». Тем временем хозяин Овального кабинета в своих мутных речах перегружает признание Палестины массой оговорок и предусловий, утверждая, к примеру, что признание возможно лишь на основе прямых переговоров Израиля (то есть крайне радикального режима Нетаньяху, в принципе отрицающего право местных арабов жить на своей земле) и Палестины.

Иными словами, любые планы США, включая и создание внешнего контура, призванного «прикрыть» планируемую оккупацию Газы израильскими силами, в условиях отсутствия даже малейшей поддержки ключевых арабских и исламских игроков Востока, едва ли реалистичны.

С высокой долей вероятности в регионе в очередной раз будет запущен обратный отсчёт до следующей фазы ещё более ожесточённого противостояния с вовлечением не только непосредственных соседей Израиля, но и его соседей по региону.

Юрий Кузнецов, ФСК