У одного из трёх столпов военно-промышленного комплекса США — корпорации Boeing — большие проблемы. Если пользоваться авиационной терминологией, компания ещё не вошла в штопор, но находится в зоне сильной турбулентности. Вчера президента Boeing Дэвида Кэлхуна жёстко прессовали на слушаниях в сенате США, где ему пришлось отбиваться от обвинений в том, что компания поставила финансовое благополучие выше безопасности своих самолётов.
Источник фото: class-tour.com
«Эти слушания — момент расплаты, — заявил сенатор-демократ Ричард Блюменталь. — Речь идёт о некогда образцовой компании, которая каким-то образом сбилась с пути».
Хотя непосредственной причиной слушаний стал инцидент с вылетевшей во время полёта над Аляской дверной заглушкой, речь очень скоро зашла о гораздо более неприятных для руководства компании проблемах — о разоблачениях творящихся в ней безобразий и судьбе двух погибших при странных обстоятельствах информаторов.
В марте в кабине своего автомобиля на парковке мотеля в Южной Каролине свёл счёты с жизнью инженер по контролю качества Boeing Джон Барнетт. На следующий день он должен был дать показания по иску против компании, преследовавшей его за жалобы на недостатки качества продукции Boeing. Следователи пришли к выводу, что Барнетт окончил жизнь самоубийством на фоне стресса и сильной депрессии. Но сторонники теории заговора всё равно уверены, что Барнетта убрали. Родственники обвинили в его гибели Boeing, хотя и аккуратно: по их словам, компания «физически не нажимала на курок». Подруга инженера рассказала местному телеканалу, будто Барнетт предупредил её: «Если со мной что-то произойдёт, знай: это не самоубийство».
В мае в больнице от неустановленной лёгочной инфекции умер другой информатор — бывший аудитор качества компании — поставщика корпорации Boeing Spirit AeroSystems Джошуа Дин. Дина уволили из компании после того, как он обратил внимание руководства на дефект в кормовой переборке самолёта. Он был крепким 45-летним мужчиной, не знавшим проблем со здоровьем, пока не начал давать показания по иску акционеров Spirit. А потом буквально сгорел за какие-то две недели.
Естественно, эти загадочные смерти не могли не заинтересовать сенаторов. Тем более что за несколько часов до появления Кэлхуна на Капитолийском холме подкомитет сената по расследованиям опубликовал доклад другого информатора — инспектора по обеспечению качества Boeing, который обнаружил, что компания устанавливала повреждённые или ненадлежащие детали на самолёты и скрывала это от федеральных инспекторов. Информатор обвинил Boeing в неких «ответных мерах» против него, хотя и не уточнил, в чём они заключались.
Сенаторы припёрли Кэлхуна к стенке, и он был вынужден признать, что компания принимала «ответные меры» против информаторов. Настаивал на том, что ни с кем из информаторов лично не встречался, и всячески отводил от себя подозрения. Но на вопрос, сколько сотрудников Boeing были привлечены к дисциплинарной ответственности за «ответные меры» против информаторов, Кэлхун дал весьма загадочный ответ: «У меня нет этой цифры на кончике языка, но я её знаю. Я знаю, что такое случается». Случается — что? Ответные меры — увольнения, угрозы, возможно, физическое воздействие? Или наказание не в меру ретивых сотрудников? Из невнятных оправданий Кэлхуна ясно лишь одно: в королевстве Boeing действительно что-то прогнило, причём давно и серьёзно.
Между тем настоящие проблемы у Boeing только начинаются.
Смерти Барнетта и Дина не остановили честных сотрудников компании, которые в меру своих сил борются с разъедающей её гнилью. Брайан Ноулз, адвокат, представляющий их интересы, рассказал британской газете The Independent, что о нарушениях на производстве готовы сообщить от 40 до 50 разоблачителей. Само это число свидетельствует, что просчёты и ошибки, допускаемые на заводах Boeing, носят не случайный, а системный характер. А платить за них (точнее, за привычку закрывать на них глаза) придётся пользующимся самолётами компании пассажирам, каковых по всему миру миллионы.
Кирилл Бенедиктов, RT