Как константинопольский Варфоломей подставил Турцию

Почему православные Церкви не оспорили амбиции арендатора Фанара?

Источник фото: avatars.dzeninfra.ru

После того, как под итоговым заявлением так называемого «мирного саммита по Украине» в Швейцарии появилась подпись константинопольского патриарха Варфоломея, в Турции раздались критические голоса. Поводом послужило титулование Варфоломея в тексте документа как «вселенского патриарха», в то время как в турецкой практике сложилось обозначение арендаторов Фанара «греческими патриархами Стамбула».

Ряд комментаторов указывают, что статус «вселенского» константинопольские патриархи получили только благодаря Османской империи и султану Селиму Явузу, правящему в 1512–1520 годах. При нём османы смогли значительно расширить свою империю, в частности, завоевав Египет, вследствие чего Александрийский и Антиохийский патриархаты были «присоединены к Стамбульскому патриархату, главы которого объявили себя «вселенскими патриархами». В ходе распада Османской империи в XX веке Константинопольский патриархат проводил политику, вызвавшую негодование основателей новой Турецкой республики. Так, в начале 1923 года, когда в Лозанне шли мирные переговоры, Мустафа Кемаль Ататюрк резко выражался в отношении Константинопольского патриархата, называя его «очагом злобы и вероломства, что сеет семена раздора и разногласий в нашей стране, вызывает несчастье и бедствие для мира и процветания наших христианских соотечественников». Турецкая делегация требовала изгнания патриархата из страны. Но он сохранился в стамбульском квартале Фанар, хотя в Лозаннском мирном договоре 1923 года не упоминался в качестве какого-либо субъекта.

Более-менее его признание состоялось лишь после вступления в 1952 году Турции в НАТО, когда, как пишет одно из турецких изданий, Вашингтон «начал оказывать давление и строить заговоры с целью присвоения Греческой церкви Фанара статуса «патриархата», а другим «важным делом» американцев в последнее время стали попытки «придать Греческой церкви Стамбула статус «вселенской» и оказать давление на Россию, используя религию, прихватив с собой Украину», что «тревожит» Москву. Политически «правильному называнию имён» в Турции придают большое значение. Когда в 2013 году ректор Университета Босфора Гюль Барбаросоглу направил приглашение Варфоломею, удостоенного степенью почётного доктора, в котором назвал его «вселенским патриархом», это вызвало повышенную реакцию турецкой прессы. Издания отмечали, что до сих пор Варфоломей, как и его предшественники, воспринимались Анкарой исключительно в качестве «верховного пастыря несколько тысяч проживающих в Турции православных греков». При этом власти «игнорировали» то, что патриарх окормляет около 3,5 миллиона верующих, живущих в Европе, Америке и Австралии, а сам Варфоломей является «известным в мире теологом и экуменистом», обладающим «достоинством почетного доктора во многих мировых университетах».

Однако сегодня к этим спорам вокруг имён примешивается украинский конфликт и связанные с ним глубинные геополитические процессы. Комментируя швейцарскую конференцию, турецкий историк, профессор Мехмет Перинчек в интервью газете Aydınlık заявил, что участие Варфоломея в саммите – часть плана по «окружению» не только России, но и Турции. По его словам, Запад использует украинский вопрос, чтобы вбить клин между Анкарой и Москвой. Перинчек подчеркнул, что конференция состоялась до объявленной очередной встречи президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В этой ситуации «присутствие на враждебном антироссийском мероприятии означает саботаж встречи». В свою очередь пресс-секретарь официально признанной турецким правительством Турецкой православной церкви Сельчук Эренерол сообщил о «преступлении против суверенитета Республики». Он указал на то, что «Греческая церковь Стамбула» не может называться «вселенской», при этом же она, «одна из виновников войны между Россией и Украиной, позволяет Западу реализовать свои планы против Турецкой Республики». В этом контексте Эренерол критически отозвался о главе МИД Турции Хакане Фидане, который позволил себе быть рядом с Варфоломеем в Швейцарии.

Подпись константинопольского патриарха под заявлением так называемого «мирного саммита» пытается разыграть оппозиция. Депутат турецкого парламента от «Хорошей партии» Куршад Зорлу подчеркнул, что Варфоломей «не может использовать титул, который не признается существующими законами», и «ошибки нанесут непоправимый ущерб историческим достижениям и суверенитету Турции». Депутат призвал МИД Турции сделать срочное сообщение и отметил, что также внесёт эту тему в повестку дня комитета Великого национального собрания Турции по иностранным делам. Проблема здесь в том, что переделать титулование патриарха под заявлением не получится, единственным выходом станет разве что отзыв его подписи. Однако тогда оппозиционные силы могут пойти дальше и поставить вопрос о подписи главы турецкой дипломатии под спорным документом. Министерство иностранных дел в этой ситуации пытается всё спустить на тормозах. Официальный представитель МИД Турции Онджю Кечели сообщил, что по поводу именования Варфоломея «вселенским патриархом» были «запрошены объяснения от организаторов саммита, Швейцарии и Украины». А в «нашей государственной политике не произошло никаких изменений в отношении позиции Греческого патриархата».

Но почему турецкие власти не попросили разъяснений самого Варфоломея, который вполне мог самостоятельно исправить «ошибку» с титулом в ходе подписания заявления? Возможно потому, что константинопольский патриарх является удобным партнером для Анкары, неизменно поддерживая её военные экспедиции за пределами страны. Это первое. И второе. Претензии арендатора Фанара на право делать громкие политические заявления от имени мирового православия могли бы публично оспорить православные Церкви, недовольные «папистскими амбициями» Варфоломея. Однако они, включая Русскую православную церковь, пока что молчат.

Станислав Стремидловский, ИА REX