И добрались. Вместе с кораблём CST-100 Starliner, который, застряв на МКС, запер там двух астронавтов — Суниту Уильямс и Бутча Уилмора. Ветераны NASA улетали на девять суток, но после череды переносов им просто перестали называть точные даты возвращения. Земля в иллюминаторе видна. Остаётся грустить дальше, рассчитывая в том числе на русское гостеприимство наших Николая Чуба, Александра Гребёнкина и Олега Кононенко.
Источник фото: ursa-tm.ru
А началось всё ещё на стартовой площадке. Как водится у Boeing, его инженеры закрыли глаза на уже обнаруженную проблему утечки гелия, который используется для повышения давления топлива, питающего маневровые двигатели космического корабля. Сэкономив на отложенном старте, чтобы за это время устранить проблему, Starliner запустили. В результате небольшая утечка гелия выросла в полёте в пять раз. В итоге во время стыковки с МКС вышли из строя пять из 28 маневровых двигателей. Теперь корпорация уверяет, что гелия ещё полно — хватит на 70 полётов. Вернуться можно, но кто-то должен дать отмашку. Однако в NASA рисковать не хотят: гелий вытекает, финал миссии становится всё более туманным. А может стать и унизительным.
Уже рассуждают о том, что Уильямс и Уилмора, возможно, придётся спускать на капсуле Dragon компании SpaceX. Притом что Маск — прямой конкурент, на создание альтернативы кораблю которого Boeing съел $6 млрд, $1,5 млрд из которых — это перерасход. Ну а спуск на нашем «Союзе», может, и не кошмар для американской космонавтики (люди там адекватные), но вот для американского deep state — точно мощная пощёчина. В 100 раз хуже взрывающихся поездов с химикатами или рухнувшего моста в Балтиморе. Boeing опять подвёл тех, кто отчаянно пытается вытянуть его из пике.
Корпорация тем временем продолжает сыпаться. С небес. 13 пассажиров рейса Korea Airlines, летевшего из Сеула на Тайвань 22 июня, попали в больницу после того, как лайнер резко потерял 7,6 тыс. м высоты из-за неисправности в системе наддува салона. То, что это опять был Boeing 737 MAX, кажется, уже никого не удивляет.
Катастрофы с этими лайнерами в Индонезии и Эфиопии шесть лет назад унесли жизни 346 человек. В январе текущего года лишь чудом этот список не пополнили пассажиры рейса Alaska Air, у которого в полёте вырвало заглушку двери.
Новости, связанные с Boeing, похожи на идеальный шторм с элементами кровавого детектива — так это выглядит со стороны. Чего стоит таинственная гибель уже двух информаторов, публично заявлявших о системных проблемах в корпорации, где плюют на протоколы и экономят на болтах и гайках. И Джошуа Дин, и Джон Барнетт неожиданно ушли из жизни сразу после того, как сделали разоблачительные заявления. Обещания верхушки Boeing во главе с гендиром Дэйвом Кэлхуном уйти в отставку ситуацию спасти уже не могут.
На днях прокуроры призвали американский Минюст возбудить реальные уголовные дела против Boeing из-за проблем с безопасностью. Под угрозой мировое соглашение с родственниками жертв тех самых боинговских «безумных MAX». Члены семей требуют наложить на авиагигант максимально возможный штраф — $25 млрд, — называя его действия «самым смертоносным корпоративным преступлением в истории США».
Но и без штрафов финансовая удавка затягивается всё крепче. В мае компания Boeing получила заказы только на четыре новых лайнера, а на пресловутые MAX — вообще ноль. Размер общих операционных убытков, связанных с прекращением эксплуатации этих самолётов, превысил $31 млрд. Впереди маячит потеря кредитного рейтинга. Дальше боинговские долги могут получить статус мусорных облигаций. Наихудший сценарий — лишение права вести дела с федеральным правительством США.
Для Boeing это стало бы смертным приговором, который, впрочем, вряд ли когда-нибудь ему вынесут, ведь 37% доходов корпорация получает от госконтрактов. И речь тут не о пассажирских перевозках. Главный контрагент Boeing — Пентагон, а там и в прямом, и в переносном смысле космические бюджеты. Хватит и на вытекший на орбите гелий, и на спикировавшие акции, и на рухнувшие самолёты. Национальная безопасность США и безопасность пассажиров Boeing — прямо противоположные понятия.
Валентин Богданов, RT