Латвийский национальный театр указал на дверь российским релокантам

Латвийский национальный театр (ЛНТ) со скандалом отменил назначенную на осень премьеру спектакля «Записки сумасшедших», поставленного эмигрантом из РФ Дмитрием Крымовым.

Источник фото: kino-teatr.ru

Казалось бы, сюжет этой пьесы, посвящённой нелёгкой жизни двух релокантов, уехавших из России, как и сам Крымов, сразу после начала СВО, никак не противоречит официальной идеологии латвийского государства. Однако спектакль – на русском языке и уже одно это вызвало бурю негодования со стороны латышских националистов.

Эмигранты из России, осевшие в последнее время в странах Балтии, никак не могут понять, что в глазах местных «нациков» они являются «плохими» уже априори. В этом и заключается объяснение того, что релокантов в Прибалтике приняли без особой радости и периодически их третируют.

«Бывшие российские звёзды-звездульки (актёры, режиссёры, певцы ртом, стендаперы), умотавшие с Родины, «щедро поившей их берёзовым соком» (с), за Бугор, наивно думают так: Путин – наш общий с Забугором враг. Поэтому Забугор – наш друг, он нас пригреет, даст денег и премий. А как же ещё? А вот нет, страдальцы. Вас поначалу радостно отметят в местных Забугорных Новостях короткой заметкой «ещё один звездец-зведица сбежали от Путина», возьмут интервью, где попросят публично объявить «ПутЕн – ТЕРРАН». Похлопают по плечу и тут же забудут», – иронически констатирует оппозиционный латвийский журналист Юрий Алексеев, пребывающий под судом за свою «антигосударственную деятельность».

Иллюстрацией этих слов Алексеева и стал недавний скандал в Риге, когда Латвийский национальный театр сначала согласился предоставить сцену для спектакля режиссера-эмигранта Дмитрия Крымова, а потом под давлением националистов свое согласие отозвал.

Крымов – сын советского режиссера Анатолия Эфроса и театрального критика Натальи Крымовой, пятикратный лауреат театральной премии «Золотая маска». Он уехал из России в США на следующий день после начала СВО. В апреле 2022 года режиссер заявил, что оставаться в США не планирует, но возможности вернуться в Россию пока не видит.

Через некоторое время после его отъезда московские театры начали отменять показы спектаклей Крымова – и тот стал искать новые территории, где ему можно было бы «подкормиться», взялся, в частности, за освоение Латвии. «Крымов прославился тем, что в феврале 2022 года громко хлопнул дверью, обругав свою родину последними словами за агрессию. И уехал в США. Понятно, в России ему прикрыли источники доходов, а в Америке не открыли (почему, как думаете?), и потому сей режиссёр решил прочесать бывшие советские республики на предмет денег и славы. А кого ж ещё? Латвия – самое то, здесь 80% населения ещё понимает русский без перевода», – саркастически пишет Алексеев.

Главные роли в постановке исполняют артисты Чулпан Хаматова* (эмигрировавшая в Латвию в марте 2022-го) и Максим Суханов. Крымов так рассказал о своём творении: «Проблема не прожитой и не дожитой жизни касается сегодня многих. Так как наши персонажи – актёры, и актёры не молодые, в их случае эта боль лежит ещё больше на поверхности и не даёт дышать. Толстый человек с одышкой, не сыгравший ни Ромео, ни Меркуцио, и актриса, мечтавшая о Джульетте и Антигоне, и прячущаяся за костюмы жучков и божьих коровок – это про нас. Про людей. Про последний шанс».

В свою очередь, Чулпан Хаматова* (уже и прежде имевшая опыт отмены своих спектаклей в Латвии) поведала о «Записках сумасшедших»: «Это спектакль про сумасшедшую любовь, про одиночество и потерю, про чувство долга и собственного достоинства, про мир вокруг, который давно сошел с ума и, видимо, надолго».

Латвийские СМИ писали, что постановку среди прочих финансировал находящийся под санкциями российский миллиардер Петр Авен – он давно уже пытается покаяться перед Западом, пытается доказать, что, мол, я свой, буржуинский. Да вот беда, не принимают там почему-то его покаяние…

На беду Крымова, его спектакль – на «неправильном» языке. «Режиссёр Крымов решил оживить латвийский пейзаж спектаклем на, о Боже, РУССКОМ языке! И всем был хорош режиссёр Крымов – хоть икону пиши. Ярый антипутинист, лауреат Всемирных премий, сам живёт в США… Но спектакль в Латвии, в святая святых, Национальном театре на языке ОККУПАНТОВ – это уже перебор!», – так передаёт Юрий Алексеев суть возмущения латышских националистов. А шумиха «нациками» была разведена действительно нешуточная.

Первой тревогу подняла печально известная в Латвии поэтесса Лиана Ланга-Бокша. Эта особа почтенных лет (кстати, её дед носил совсем не латышскую фамилию Ягодкин; есть у неё ещё и предки родом из Якутии) в советские времена дебютировала стихами на русском языке. Но несколько лет назад она провозгласила начало общественной компании по «дерусификации» Латвии, которую сама же и возглавила. Поэтесса просто звереет, когда видит хоть какое-то употребление русского языка в общественном пространстве Латвии – и заваливает полицию доносами. Сейчас она особенно зла: проиграла выборы в Европарламент, хотя ухлопала на свою предвыборную кампанию кучу денег. И вот Ланга-Бокша случайно увидела афишу «Записок сумасшедших», осатанела и тут же составила очередной донос «куда надо»: по её мнению, спектакль на русском, даже с латышскими субтитрами, в Риге «неприемлем».

К инициативе подключились и другие «нацики». Так, публицист Дайнис Иванс (некогда возглавлявший Народный фронт – движение за выход Латвии из Советского Союза) заявил, что спектакль Крымова нельзя пускать в ЛНТ ни под каким видом.

По словам Иванса, ситуация, дескать, требует постоянной и неукоснительной бдительности – поскольку русские язык и культура так и норовят проникнуть в любую щель. Поэтому все такие щели надлежит находить и законопачивать. «Всё же мы – часть Запада. И если мы уже перешли Рубикон, то должны последовательно оставаться на этой стороне. Профессор Лакис, основатель нашей Академии культуры, однажды сказал, что после обретения независимости надо кидать камни во всю эту систему, в этот бордель, в русский мир», – глубокомысленно рассуждает публицист.

Более того, латышские «национальные патриоты» прицепились и к предыдущему спектаклю Крымова «Питер Пэн. Синдром», показанному в Латвии минувшей зимой. Театральный режиссер Криста Буране нашла, что этот спектакль «содержит империалистический взгляд» – в общем, недостаточно Крымов покаялся за то, что он родом из России! «Сейчас говорить на русском языке на этой сцене о страданиях русских художников, которые не могут понять своё место в мире – не учитывая контекст – это как минимум довольно неэмпатично», – подчёркивает Буране. По её словам, «если бы Крымов решил поставить спектакль по работе кого-то из украинских авторов, отношение в обществе могло бы быть другим».

Наконец, 17 июня Латвийский национальный театр капитулировал перед организованным на него давлением и оповестил, что выходит из договора аренды, заключенного с организаторами гастролей «Записок сумасшедших». Эта ситуация возмутила даже либеральную журналистку Юлию Латынину (признана в РФ иноагентом). Она сообщила, что «некоторые общества позволяют злобным завистливым хейтерам и ничтожествам утверждаться за счет тех, кто чего-то достиг». По словам Латыниной, она имеет в виду людей, которые «во время совка будут бороться с проявлениями буржуазной культуры, проводить партсобрания и писать доносы, а после совка – с колониализмом…».

Иноагент предупреждает об опасности людей, подобных Ланге-Бокше: «Если вы уступите им в одном, они найдут повод прицепиться к другому. Их не интересует то, что вы говорите. Их интересует только возможность самоутверждения за счет вас». Но Латынина в рамках этого «жабогадюкинга» нарвалась на злобный ответ неистовой Лианы. «Смирись, Латынина, что власть России и таких империалистов, как ты, в Латвии, Эстонии, Казахстане, Молдове и других местах заканчивается – отныне русифицируйтесь в собственных театрах и на своих трибунах. Ненавистники, как вы, смешны! Добро пожаловать в деколонизацию Латвии!» – написала свирепая поэтесса.

Российские либералы в соцсетях негодуют: мол, как же так, «пьесу, написанную релокантом – противником Путина, про релокантов – противников режима, поставленную противником Путина, с актерами-релокантами, искренне ненавидящими Путина, выбрасывают из театра вместе с труппой, в знак протеста против Путина». По их мнению, «это запредельно, просто немыслимо тупо, тут даже спорить не с чем – и сделано, разумеется, на радость Путину и всем, кто его поддерживает». Получился, дескать, «роскошный подарок, перевязанный атласной розовой лентой». Многие посылают персональные проклятия Ланге-Бокше, вспоминания её деяния последнего времени. «Лиана Ланга – душевнобольная, причём особо буйная. Там разговаривать бесполезно, там лечить надо. Её голубая мечта – новый Освенцим и расстрельные команды. Поэтому планомерно пытается метить объекты ненависти, наклейки придумала для мест, где видит хоть малейшее проявление русского. Предлагала создавать вооружённые отряды языковой комиссии», – пишут люди, знакомые с поэтессой не понаслышке.

Однако против чрезмерной демонизации Ланги-Бокши возразил латвийский оппозиционный публицист Александр Гильман. По его словам, роль Ланги как в этой истории, так и во многих других подобных несколько преувеличена – проблема в том, что она всего лишь является выразителем «народного мнения», поскольку подобных нацистов в Латвии много.

«Спектакль был подвергнут всенародной критике, в которой голос Ланги оказался одним из очень многих. И это распространенная ошибка – выискивать в толпе подлецов нескольких ярких негодяев, называя их по имени. Как говорил классик: «На их стороне хоть и нету законов, энтузиазм и поддержка миллионов.» Теперь, конечно, и законы есть, но энтузиазм важнее», – отмечает Гильман.

В свою очередь, Юрий Алексеев призывает эмигрировавших из России режиссёров и актеров помнить, что, если они будут покушаться на «микроскопические бюджеты» театров стран Балтии, им в любой момент могут припомнить, что они говорят на «языке оккупантов и колонизаторов». По его словам, заучить свои роли на местной «мове» и попытаться «вписаться в пейзаж, хоть тушкой, хоть чучелом» тоже не получится. «Императив «враг моего врага – мой друг» здесь не работает. Здесь враги – все, кто не родился на одном с ними хуторе. Все, кто не с их хутора – ПУТЕН! Да! И Латынина и Хаматова», – отмечает журналист.

К слову, отмена спектакля Крымова в ЛНТ совпала с отставкой министра культуры Латвии Агнесе Логиной. Доподлинная причина её ухода с поста не озвучивалась, но, судя по всему, Логина стала жертвой своего мировоззрения – она не является стопроцентной русофобкой. Так, недавно министерша вызвала недовольство националистов тем, что высказалась против запланированной на 2026 год ликвидации нескольких государственных СМИ, вещающих на русском языке. Причём, свою точку зрения Логина аргументировала совершенно логически – если не доносить до местных русских государственную пропаганду на их родном языке, то они окончательно уйдут в сферу информационного влияния Москвы. Но ненависть ко всему русскому у националистов настолько слепа и яростна, что они ославили Логину чуть ли не предательницей. Судя по всему, разрешение на постановку «Записок сумасшедших» в «святая святых латышской культуры» стало последней каплей. Логиной не помогло даже то, что она за пару дней до своей отставки присоединилась к прошедшему тогда в Риге гей-параду – «индульгенцию» приобрести не удалось.

Ситуация с отменой спектакля абсолютно предсказуема.

«Сбежавших крымовых-хаматовых, конечно, не жалко. Мы предупреждали, что в Латвии, которой все они восхищались, закрывая глаза на унижение латвийских русских, так и будет. Ну, либо учите латышский и вперёд – выступайте на нем. Хотя с хорошим латышским и своих режиссёров-актеров выше крыши. Пора уже признать, что вне России вы никому не нужны», – отмечает эмигрировавший из Латвии журналист Алексей Стефанов.

Впрочем, надо сказать, что Крымов не сдался – объявлено, что для «Записок сумасшедших» удалось подобрать другую площадку в Риге, хоть и менее престижную, и показ состоится. Что же касается Латвийского национального театра, то там в почёте другие сюжеты, Например, режиссёр Матисс Кажа поставил драму «Мягкая сила» – об украинцах, которые в странах Евросоюза борются со спектаклями из России, о России или хотя бы отдаленно напоминающими о России…

Виталий Лекомцев, Столетие

*-признана иноагентом