Американское издание Boston Globe опубликовало статью о перспективах эксплуатации на Украине истребителей F-16. Если описать эти самые перспективы одним словом, то они туманны и несколько отличаются от восторженных од, которые пелись этим самолётам ранее.
Источник фото: fishki.net
Изучая перспективы этих машин на Украине, американцы в первую очередь отмечают языковой барьер между украинскими лётчиками и их натовскими инструкторами. Да, такая проблема есть, однако реально есть и те пилоты, кто языком владеет в должной для своей роли степени. Эта проблема не раз оговаривалась на Западе, но она характерна больше для экипажей сухопутной техники. В контексте F-16 это может означать ошибки в планировании боевых действий и управлении самолётами. Но насколько критичными эти сложности в итоге станут — покажет только время.
Также много говорится о том, что под американские истребители необходимо с нуля налаживать логистику и обеспечить машины инженерами и техниками, коих среди украинцев явно не хватит, и странам НАТО придётся практически открыто посылать своих людей на территорию Украины, пусть и далеко от фронта. Журналисты даже уточняют, что украинцы хотят за два-три месяца сделать то, на что уходит до четырёх лет. Машины также требуют более-менее приличных ВПП, что сложно обеспечить на месте.
Судя по всему, в Киеве до последнего надеялись на размещение своих F-16 на натовских аэродромах в приграничных странах, чтобы из условной Румынии вылетать на задание и уже вблизи от ЛБС использовать украинские как аэродромы подскока.
Если бы этот сценарий был реализован, то отпали бы многие вопросы с обслуживанием, ВПП и прочим.
И в Генштабе РФ, и в командовании ВСУ хорошо понимают, что украинские аэродромы даже без F-16 — лакомая цель для ракет и «Гераней».
Это видно по всё большему количеству ударов как по прилегающим к фронту объектам, так и по находящимся на Западной Украине Озёрному или Староконстантинову.
Появление американских машин мотивирует бить по ним ещё чаще, ещё точнее и сильнее.
Несмотря на то что в ходе СВО у нас накоплен внушительный опыт, F-16 способны попортить нам кровь. На их борту установлена не самая плохая РЛС, а с помощью ракет AMRAAM они будут способны угрожать критически важным для наступления РФ самолётам, в том числе Су-34.
А мы помним, да и Джейк Салливан подтверждает, что F-16 — это оружие именно против наших ВКС, закидывающих весь фронт не только ФАБ с УМПК, и с этим Западу и Украине явно хочется что-то сделать.
Кроме того, вместе с F-16 США могут передать Украине ракеты «воздух — поверхность» AGM-158 JASSM, главный плюс которых в том, что их больше, чем Storm Shadow.
Основная работа над F-16 заключается в том, чтобы этот самолёт в конечном счёте стал заменой Су-27 и Су-24, на которых и сейчас «таскают» крылатые ракеты западного производства. Но машин советского типа всё меньше. Поддерживать их лётную годность всё труднее, да и охота на носителей Storm Shadow идёт нешуточная.
Анализируя перспективы применения F-16, можно осторожно предположить, что истребители не станут вундерваффе, особенно при (на данный момент) заявленном количестве передаваемых бортов. Они, разумеется, не переломят ход войны, не изменят тактику наших ВКС и т. д. Однако смогут нанести урон. И что ещё важнее, они просто у украинцев будут, и этого вполне достаточно, чтобы отнестись к проблеме серьёзно.
Говоря глобально, можно провести параллели с уже поставленной Киеву сухопутной техникой. Здесь ситуация чем-то похожа на артиллерию и танки у ВСУ: раз кончились советские образцы или их совсем мало, то заменяются они естественным образом на натовские. Превратились ли в «геймченджеров» гаубицы М777 или танки Leopard 2? Нет. Но они стреляют и наносят урон. И в случае с F-16 будет так же. Как и любое другое оружие, уничтожать его лучше и надёжнее до применения, на земле.
Кирилл Федоров, RT