Эскалация на белорусско-украинской границе, наблюдавшаяся в последние недели, завершилась неожиданной разрядкой. А. Лукашенко объявил о том, что Белоруссия отводит войска, выдвинутые к украинской границе, в места постоянной дислокации. По словам белорусского президента, связано это с тем, что украинская сторона также отвела свои подразделения от границы с Белоруссией. «После нашей определенной работы украинцы свои вооруженные силы и дополнительные войска, которые они перебросили к нашей границе, от границы отвели и вообще вывели из зоны белорусско-украинской границы», – заявил А. Лукашенко. Кроме того, глава белорусского государства намекнул, что это стало возможным в результате договоренностей с украинским военным руководством: «В Украине нормальных людей достаточно. Особенно среди военных. Договорились!»
Источник фото: fondsk.ru
Высказался Лукашенко и по поводу перспектив мирных переговоров. Он отметил, что НАТО собирается воевать «до последнего украинца», однако «надо договариваться». Кроме того, президент Белоруссии анонсировал встречу с В. Путиным, где также будет обсуждаться этот вопрос.
Напомним, на протяжении нескольких недель белорусские власти сообщали о накапливании украинских войск на белорусско-украинской границе и ожидали связанных с этим провокаций и диверсий. По сообщениям белорусской стороны, основная концентрация украинских формирований наблюдалась в районе города Овруч в Житомирской области. В связи с этим было принято решение усилить охрану границы с Украиной и выдвинуть туда дополнительные войска.
Что стоит за высказываниями Лукашенко и не означают ли они некий разворот во внешней политике Белоруссии? Именно так его слова были расценены частью российского экспертного сообщества.
Однако Лукашенко не сказал ничего нового, а политика официального Минска в отношении Украины и российско-украинского конфликта в целом остается вполне последовательной.
Следует отметить, что свою политику в отношении Украины после распада СССР официальный Минск выстраивал полностью самостоятельно, и в ряде аспектов она действительно существенно отличается от российской.
Основой белорусской политики в отношении Киева всегда был прагматизм, основанный на налаживании торгово-экономических связей без политико-идеологической составляющей.
В то же время в Минске всегда исходили из желательности некой восточнославянской солидарности и даже союза трех восточнославянских республик. Именно поэтому в риторике Лукашенко регулярно повторяется фраза о том, что украинцы – наши люди. Белорусский лидер в этом смысле всегда был последователем советской концепции трех братских восточнославянских народов, союз которых лежал в основе СССР. Своеобразным символом этой восточнославянской дружбы в ее белорусском понимании оставался фестиваль «Славянский базар» в Витебске, куда Лукашенко регулярно приглашал лидеров России и Украины.
Вместе с тем Белоруссия никогда не пыталась как-то влиять на внутреннюю политику Киева и его прозападный дрейф, следуя в этом смысле идее невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Кроме того, Минск привержен принципу неприкосновенности постсоветских границ, поскольку границы самой Белоруссии также определяются именно этим. Очевидно, это одна из причин, почему в конфликте в Нагорном Карабахе Минск всегда склонялся скорее к поддержке Азербайджана, а не входящей в ОДКБ Армении, а сегодня активно участвует в восстановлении возвращенных под контроль Баку территорий.
Именно поэтому после начала конфликта на Украине в 2014 году Минск постарался уклониться от вовлечения в конфронтацию и занял позицию посредника и миротворца.
Однако выдерживать эту позицию нейтральной «восточнославянской Швейцарии» оказалось весьма проблематично, учитывая все более враждебные и непримиримые отношения Москвы и Киева, а также нарастание напряженности в отношениях между Россией и Западом. В итоге «Минские соглашения», которые в Белоруссии расценивали как важное завоевание своей дипломатии, оказались тупиком и лишь отсрочили новое вооруженное столкновение на восемь лет.
Тем не менее на протяжении 2014-2022 гг. Минску и Киеву удавалось поддерживать пусть холодные, но вполне деловые отношения. Белорусско-украинская граница оставалась открытой, а Украина была третьим торгово-экономическим партнером Белоруссии после России и ЕС. Кроме того, транспортные и экономические связи между Россией и Украиной в этот период также в значительной степени осуществлялись через Белоруссию.
После политического кризиса в Белоруссии 2020 г. отношения между Белоруссией и Украиной окончательно испортились, т. к. киевский режим однозначно поддержал политику западных санкций в отношении Минска и отказался признавать итоги президентских выборов.
Таким образом, когда началась СВО, у Минска не было никаких причин как-то поддерживать киевский режим. Более того, в интересах Белоруссии была смена этого режима и приход к власти более адекватных и договороспособных политиков.
Очевидно, желательный исход СВО в Белоруссии видят именно так – сохранение Украины как суверенного государства, но установление там дружественного или как минимум нейтрального режима. Именно поэтому в своих выступлениях А. Лукашенко продолжает подчеркивать, что украинцы – наши люди, тем самым отделяя народ Украины от правящей киевской клики.
Выступая в нынешнем противостоянии на стороне России, Белоруссия вместе с тем стремится избежать прямого втягивания в конфронтацию с Украиной, что во многом продиктовано внутриполитическим запросом и настроениями внутри белорусского общества. Поэтому миролюбивая риторика и призывы к мирным переговорам звучали из Минска с самого начала СВО и в последних высказываниях Лукашенко в этом смысле нет ничего принципиально нового.
В этом ключе следует понимать и недавнюю эскалацию на белорусско-украинской границе. Очевидно, между Минском и Киевом действует своего рода негласное «джентльменское соглашение», в рамках которого стороны воздерживаются от взаимной эскалации. Это отвечало интересам как Белоруссии, не желающей прямого втягивания в конфликт, так и Украины, которой совершенно не нужен второй фронт на севере. Однако накапливание украинских войск на белорусской границе встревожило Минск, т. к. могло указывать на то, что под давлением западных кураторов Киев все же решил нарушить это негласное соглашение. По всей видимости, пока это не так, хотя своими действиями Киев явно прощупывал возможности Минска, т. е. сценарий конфликта с Белоруссией там все-таки не сбрасывают со счетов.
Всеволод Шимов, ФСК