Cockpit Voice Recorder это, по сути, хорошо защищённый от внешних воздействий цифровой магнитофон, который записывает акустическую информацию, поступающую с четырех микрофонов установленных в кабине самолёта. На эту запись попадает не только разговор между членами экипажа, но и запись переговоров с авиадиспетчером, в зоне которого находится лайнер (или с другими самолётами), а также запись общего звукового фона кабины.
Источник фото: reuters.com
Связь между самолётом и наземным авиадиспетчером осуществляется с помощью двухсторонней симплексной радиосвязи. При симплексной радиосвязи передача и прием на каждой радиостанции осуществляются поочередно. То есть режим передачи информации и режим приема информации – два отдельных чередующихся режима. Основной режим работы симплексной радиостанции – это режим приёма сообщений. Режим передачи используется только тогда, когда авиадиспетчеру нужно связаться с самолётом или самолёту с авиадиспетчером. В момент передачи тот, кто передаёт информацию в эфир, временно становится «глухим». Одновременная работа двух радиостанций в режиме передачи, при условии, что обе они работают на одной частоте и в одной зоне, не позволяет установить связь между ними и может привести к полной потере передаваемой информации (ни одна из радиостанций не работает в режиме приёма сигнала, поэтому абоненты не слышат друг друга). Именно по этой причине правила связи между самолётом и авиадиспетчером строго и чётко регламентированы. Авиадиспетчер, передавший конкретную информацию конкретному самолёту, ожидает немедленного, в пределах нескольких секунд, ответа от этого самолёта, пилот которого должен практически дословно (или в самом главном) повторить полученную им информацию. Справедливо и обратное, т.е. к диспетчеру это тоже относится.
Если обратится к Приложению G (APPENDIX G) финального отчёта, к той его части, где приводится распечатка фрагмента переговоров (ATC TRANSCRIPT) между украинским авиадиспетчером и пилотами MH17, то можно заметить что соблюдение правил радиосвязи полностью сохранялось ровно до 13:20:00, то есть до момента, когда последнее сообщение украинского авиадиспетчера для MH17 совпало по времени с попаданием ракеты в этот самолёт (версия JIT/DSB).
В этом месте будет уместно прервать повествование о ситуации в кабине пилотов рейса MH17 и обратиться к истории авиационных происшествий. В 2001 году украинские силы противовоздушной обороны во время своих учений сбили гражданский пассажирский лайнер «Ту-154» авиакомпании «Сибирь». В небольшой среднемагистральный самолёт попала управляемая зенитная ракета украинского комплекса противовоздушной обороны «С-200». Самолёт упал в Чёрное море, все 78 человек находившиеся на борту погибли. В 2018 году сирийским комплексом противовоздушной обороны «С-200» был сбит небольшой российский военный самолёт «Ил-20». Вместе с самолётом погибло 15 человек. В 2020 году при взлёте из Тегерана двумя иранскими ракетами класса «земля-воздух» был сбит украинский пассажирский самолёт «Boeing 737-800». В этой катастрофе погибло 176 человек. Все эти три катастрофы объединяет то, что во всех этих случаях пилоты успевали оценить и правильно понять ситуацию. Обсуждение факта попадания ракеты в самолёт либо было записано на Cockpit Voice Recorder либо даже доводилось до наземного авиадиспетчера. При этом, и на это хотелось бы обратить особое внимание, ракета комплекса «С-200» обладает в 3 раза более мощной боевой частью, чем ракеты комплекса «Бук» (220 кг «С-200» против 70 кг «Бук»). Что это означает? Это означает, что попадание даже мощной зенитной ракеты в небольшой самолёт оставляет экипажу шанс хоть как-то прокомментировать случившееся. Удивительно, но Cockpit Voice Recorder рейса MH17 не содержит даже намёка на подобную попытку. Запись просто внезапно обрывается.
Вновь обратимся к стенограмме записи Cockpit Voice Recorder, который был установлен на борту одного из самых больших в мире широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов – «Boeing 777-200ER», рейса MH17. Крайне необычно, с учётом предыдущего соблюдения регламента радиообмена, выглядит внезапное необъяснимое молчание украинского авиадиспетчера длящееся более одной минуты (с 13:20:00 по 13:21:10). То есть в тот самый момент, когда зенитная ракета сбившая «Boeing» взрывается рядом с кабиной пилотов (версия JIT/DSB), и Cockpit Voice Recorder внезапно прекращает запись происходящего в кабине, украинский авиадиспетчер тоже впадает в долгое и задумчивое молчание. Во истину поразительное совпадение! Более того, в такое же долгое и задумчивое молчание впало и следствие, после того как членам следственной бригады задали простой и логичный вопрос: «Был ли допрошен украинский авиадиспетчер?» Выяснилось, что украинского авиадиспетчера официально не допрашивали поскольку, как пояснили представители JIT/DSB, никаких важных пояснений по этому делу авиадиспетчер дать не мог.
Молчание украинского авиадиспетчера. Финальный отчёт.
Ещё одним знаковым временем распечатки переговоров следует признать время 13:22:05. Украинский авиадиспетчер, в допросе которого следствие не видело никакого смысла, общаясь по телефону со своим коллегой из Ростова-на-Дону, сообщает, что тоже видит на экране своего радиолокатора распадающуюся на части метку малазийского «Boeing 777-200ER». Фраза, «Ну и у нас тоже», сказанная в ответ на реплику российского авиадиспетчера «Что-то начала разваливаться метка его», означает только то, что украинский авиадиспетчер, вопреки заявлениям следователей из JIT/DSB, утверждавших, что первичные радиолокаторы в этот день в этой части Украины не работали, а управление воздушным движением осуществлялось авиадиспетчером исключительно с помощью вторичной радиолокации (по транспондеру-ответчику самолёта), всё же использовал данные первичных украинских радиолокаторов и наблюдал на своём рабочем экране воздушную обстановку полученную с их помощью.
Украинский диспетчер подтверждает, что видит на экране своего радара разваливающуюся на части метку малазийского Boeing MH17.
Первичный радар. Ростов-на-Дону (Россия). Разваливающаяся метка Boeing MH17.
Следует понимать, что самолёт «Boeing 777-200ER» оборудован только одним неподвижным и не способным к моментальному многократному делению (клонированию) транспондером-передатчиком. В случае обрыва электропитания он просто перестаёт работать (отвечать на запросы вторичного радиолокатора) и на экране авиадиспетчера перестают отображаться основные данные полёта, за передачу которых он и отвечает. Единую метку самолёта (при неработающем транспондере), равно как и несколько менее ярких меток, каждая из которых является относительный крупным фрагментом распадающегося на части авиалайнера или падающим на землю багажом, способен обнаружить и отобразить на экране авиадиспетчера только активный первичный радиолокатор (речь идёт о реальной, т.е. физической, а не синтетической метке). Для иллюстрации сказанного, приведу скриншот с экрана российского радара управления воздушным движением, на котором отображена воздушная обстановка через две минуты с момента разрушения авиалайнера. Аналогичную картину, судя по комментариям, указанным в распечатке переговоров, наблюдал на своём экране и украинский авиадиспетчер.
В 13:36:07 украинский авиадиспетчер сообщает своему российскому коллеге, который в тот момент просматривал записи последних минут полёта рейса MH17, что тоже пересмотрит аналогичную запись на своём радаре: «Я сейчас тоже пойду смотреть и слушать».
Пересматривать запись, содержащую только полёт по транспондеру (работа вторичного локатора) совершенно бессмысленно. Да и не может вторичный радиолокатор отобразить на экране радара украинского авиадиспетчера множество точек. Распавшуюся на несколько отдельных точек единую метку лайнера можно увидеть только на экране первичного (активного) радиолокатора! То, что первичный локатор украинского авиадиспетчера был не только исправен, но и работал в момент катастрофы, является абсолютно доказанным фактом! Ещё одним абсолютно доказанным фактом является то, что JIT/DSB делала всё возможное, чтобы скрыть эту информацию от общественности и родственников погибших.
Вызывают вопросы и включённые в доклад изображения окончания записи четырёх звуковых дорожек цифрового Cockpit Voice Recorder. Источником записи для трёх звуковых дорожек были микрофоны двух членов экипажа и микрофон инспектора-наблюдателя (командир корабля P1, второй пилот P2, наблюдатель Microphone OBS). Эти три совершенно одинаковых микрофона являются частью переговорных устройств каждого из трёх кресел. На четвёртую дорожку осуществлялась запись с обзорного микрофона кабины, установленного между пилотами на потолке кабины (Microphone CAM). Микрофоны расположены в кабине очень компактно и расстояние между ними не превышает 2 метра.
Кабина Boeing 777
Исходя из того что шкала времени на всех четырёх графиках записи одинакова можно предположить что одинаковой является и шкала амплитуды. Очень странно, что три одинаковых микрофона (P1, P2, Microphone OBS), которые расположены в кабине пилотов очень близко друг от друга, имеют разную амплитуду фонового сигнала.
Фоновый акустический сигнал микрофонов P1 и P2 достаточно сильный и совпадает по амплитуде, а вот у Microphone OBS фоновый акустический сигнал фактически отсутствует. Фоновый акустический сигнал Microphone OBS гораздо ближе по своим параметрам к фоновому акустическому сигналу микрофона CAM, у которого амплитуда сигнала находилась практически в районе нулевого уровня. Можно предположить, что сигнал микрофонов P1 и P2 не фоновый, а представляет собой запись голоса одного из пилотов, записанного с помощью двух этих микрофонов (один пилот говорит что-то другому, повернувшись к нему лицом). В этом случае уровень акустического сигнала Microphone OBS (третий микрофон) действительно будет слабее, а вот сила сигнала микрофона CAM должна быть близка к микрофонам P1 и P2.
Если отталкиваться от информации указанной в Распечатке переговоров Финального отчёта то можно утверждать что фоновый сигнал микрофонов P1 и P2 это не запись голоса одного из пилотов, а запись внешней трансляции из динамиков (сообщение украинского диспетчера). Правда и в этом случае то, что этот сильный акустический сигнал плохо воспринимался микрофоном OBS, а микрофоном CAM не воспринимался вовсе, выглядит ненормально.
В 13:20:00 украинский авиадиспетчер начинает передавать очередное сообщение для MH17. Запись в кабине пилотов обрывается в 13:20:03 (версия JIT/DSB).
Заявление представителей JIT/DSB о том, что низкое качество записи микрофона CAM было обусловлено его плохой чувствительностью (запись акустической картины чрезвычайно неразборчива и слаба, фоновый сигнал на графике фактически отсутствует) абсолютно противоречит внезапной чувствительности и максимальной амплитуде сигнала которую вдруг смог записать этот плохо работающий микрофон! В качестве источника акустического сигнала следствие предлагает признать взрыв ракеты за бортом. Мало того что запись с микрофона CAM содержит самый сильный вторичный сигнал (Peak 2), так кроме этого, микрофон записывает и ещё один сильный первичный акустический сигнал (Peak 1), который другие, хорошо работающие микрофоны кабины пилотов, совсем не зафиксировали.
Необычно и то, что после взрыва, ещё до обрыва питания Cockpit Voice Recorder, с учётом полученных повреждений кабины и увеличения уровня акустических шумов (из-за ухудшений условий обтекания набегающим потоком повреждённых поверхностей), уровень фонового акустического сигнала всех микрофонов снижается до обычной величины, а не удерживается на более высоких значениях.
С учетом этих и других вопросов, которые появляются при изучении предъявленных графиков, возникает подозрение, что все они нарисованы от руки и не имеют ничего общего с реальной записью.
Объективное и непредвзятое исследование цифрового Cockpit Voice Recorder и записанной им акустической информации помогло бы прояснить несколько важных моментов, в том числе, не подвергались ли записанные в его память данные каким-либо манипуляциям. Судя по всему, именно это обстоятельство и удерживало международное профессиональное следствие и объективный голландский суд от обнародования содержащейся в нём записи, тем более от передачи Cockpit Voice Recorder, с исходной записью, в руки независимых специалистов.
Вероятнее всего Cockpit Voice Recorder содержит такие сюрпризы, что ни один голландский суд не позволит вынести его из склада вещдоков целым и невредимым (пригодным к использованию). Этот вывод базируется хотя бы на том, что всё это время голландский суд отказывался видеть, насколько выводы экспертов JIT/DSB противоречили изложенным ими самими фактам. Анализ работы Cockpit Voice Recorder, при том что оригинал записи переговоров никогда следствием не обнародовалась, как не предъявлялась и запись из украинского диспетчерского пункта, дабы исключить возможность их сравнения, это отлично демонстрирует. Но самолёт имеет много других систем, которые подтверждают и дополняют картину катастрофы не менее яркими, и столь же однозначно трактуемыми деталями. А есть ещё и ракета. Не та мнимая «российская» ракета, которая не провела в воздухе и секунды, и которую пристрастные голландские следователи предлагают признать орудием убийства, а та, о которой они согласованно молчат все эти годы. Тема реальной ракеты, сбившей этот лайнер, ещё ни разу не обсуждалась, как не парадоксально это звучит! Ведь даже общий ответ на вопрос «Какой ракетой сбили «Boeing»?», камня на камне не оставит от этой лживой насквозь истории!
Отсутствие в финальном докладе ключевой информации о том, что происходило в кабине пилотов во время этого рейса, удивительное и необъяснимое молчание украинского авиадиспетчера в последнюю минуту полёта, сокрытие информации о работе первичных украинских радаров, фиктивная российская ракета, принятие на веру судом и JIT/DSB утверждения о том, что вооружённые силы Украины никоим образом не причастны к произошедшему (хотя ВСУ имели и мотив и возможность сделать это), запрет на полную выкладку фюзеляжа самолёта, исчезновение важных улик и многое, многое другое, всё это чрезвычайно наглядно показывает насколько «высокой» «профессиональной» квалификацией обладали «эксперты» JIT/DSB и сколь «объективным», «непредвзятым» и «независимым» в своих оценках был голландский суд, вынесший заранее согласованное решение!
То что эксперты JIT/DSB, голландская прокуратура и голландский суд проигнорировали приведённые выше факты, сознательно выводя Украину из под подозрения, может подтвердить любой профессиональный, честный и смелый пилот или диспетчер! Но в Голландии такого специалиста не найти, как не найти его ни в одной из демократических стран. Дело не столько в весьма низкой квалификации экспертов авиационной отрасли, сколько в тоталитарном контроле за СМИ и обществом. Поскольку речь идёт о массовом, заранее подготовленном и спланированном убийстве, к которому все эти страны прямо или косвенно причастны, любой несогласный с этим голос, посредством широкого набора государственных инструментов, моментально и неминуемо заставят замолчать!
Родственники жертв, ослеплённые своим безграничным горем, совершенно не видят сколь беззастенчиво и цинично их используют. Им закрыли рты, выплатив копеечные компенсации, но, на всякий случай, ещё и приставили соглядатаев-адвокатов, главная задача которых состоит исключительно в том, чтобы купировать появление неудобных и неприятных вопросов к «профессиональному» следствию и «объективному» голландскому суду! Удивляться тут нечему если помнить кем (Украина, Нидерланды, Австралия и Бельгия), на каких условиях (ряд секретных соглашений), а главное для чего создавалась JIT. А создавалась JIT исключительно для того чтобы вывести настоящих преступников из под сурового уголовного наказания!
Малайзию, как известно, потерявшую в этой катастрофе и людей и лайнер, допустили к работе в JIT только через несколько месяцев и только после того как она письменно гарантировала что не будет требовать наказания для виновных, которое предусмотрено её законодательством (смертной казни). Кто-то полагает что Нидерланды, настоявшие на этом, так переживали за российских граждан? Разумеется, причина была в другом. Бенефициары JIT хорошо понимали, что если правда всплывёт, то в списке кандидатов на повешение окажутся не только граждане Украины.
Родственники погибших, учитывая реальные обстоятельства часть из которых приведена выше, имеют абсолютное моральное и законное право требовать не только полного пересмотра этого дела, но и настаивать на выплатах компенсаций сопоставимых с выплатами в пользу Украины, поскольку именно их близких, силами украинских военных, специально и сознательно принесли в жертву ради процветания военно-финансового западного бизнеса!
P.S. Украинский авиадиспетчер, который вёл MH17 над донецкой областью, если оценивать его по гендерному признаку, женщина, а вовсе не мужчина. Это для лучшего понимания того, насколько факты показанные, к примеру, в «правдивом» документальном фильме National Geographic, соответствуют реальности. Поэтому ПРАВДУ не только следует внести в список жертв этой катастрофы, но и поставить в самом его начале!
K.Wbath, специально для News Front