Хорватия, с подачи Украины и ЕС, присоединилась к нефтяному шантажу Венгрии и Словакии

Настоящая «энергетическая война» разворачивается в Евросоюзе после решения Украины прекратить транзит российской нефти по нефтепроводу «Дружба»

Фото: © РИА Новости . Егор Еремов

Венгрия и Словакия, которые почти полностью зависят от импорта российской нефти, потребовали от Европейской комиссии убедить Киев пересмотреть принятое решение. Однако брюссельские чиновники указали венгерскому и словацкому руководству на то, что их потребности в сырой нефти они могут удовлетворить и без участия Украины − например, через хорватский нефтепровод JANAF.

Тем временем в Венгрии и Словакии считают, что Хорватия не может обеспечить полноценную замену российской нефти ни по цене, ни по объемам. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто 2 августа заявил, что Будапешт считает своего южного соседа «ненадежным транзитером».

По его словам, с начала специальной военной операции Загреб увеличил транзитные пошлины до суммы, которая в пять раз превышает среднюю рыночную стоимость этой услуги. Кроме того, Хорватия мешает венгерской нефтяной компании MOL заключить долгосрочные контракты на поставку и не реализует инвестиции, необходимые для увеличения транзитных мощностей нефтепровода.

Министр иностранных дел Словакии Юрай Бланар со своей стороны рассказал журналистам, что его страна получила письмо хорватского правительства, в котором предлагаются гарантии для транспортировки нефти в Венгрию и Словакию, но всё равно остается неясным, о каких мощностях идет речь и какую цену Загреб может предложить для этого транзита.

Глава хорватской дипломатии Гордан Грлич-Радман недоверие со стороны венгерского коллеги воспринял как «глубокое оскорбление» в адрес Хорватии.

«Мы неприятно удивлены заявлением Сийярто. Речь идет о глубоком политическом оскорблении, которого мы действительно не ожидали от представителя страны, на чьи недружественные шаги мы отвечали крайне сдержанно и умерено, руководствуясь тем, что это наш сосед», – сказал Грлич-Радман новостному агентству Hina.

Позже Петер Сийярто высказал подозрение, согласно которому остановку Украиной транзита нефти из России в Венгрию и Словакию координировали из Брюсселя. По его словам, ЕС «не смог смириться с тем, что Венгрия, несмотря на все давление, не сдается и продолжает свою политику, направленную на установление мира».

«ЕС очень ослаб, но не настолько, чтобы быть не в состоянии повлиять на страну-кандидата, если она ставит под угрозу энергоснабжение двух стран-членов», – сказал он.

Не дождавшись помощи от Брюсселя, Будапешт и Братислава решили задействовать собственные рычаги давления на Киев. Так, премьер-министр Словакии Роберт Фицо 5 августа пригрозил Украине остановкой поставок дизельного топлива, если Киев не пойдет на попятную. По его словам, словацкие поставки закрывают десятую часть украинского потребления.

По мнению сербского эксперта в области энергетики Милоша Здравковича, решение Украины о прекращении транзита российской нефти по трубопроводу «Дружба» было продиктовано желанием «дисциплинировать» Венгрию и Словакию, которые голосуют против выделения денежных траншей Киеву и ведут достаточно самостоятельную политику, нередко отклоняясь от общееевропейского курса, когда речь идет об украинском конфликте.

При этом эксперт усомнился в том, что идею закрыть для Венгрии и Словакии доступ к российской нефти Киеву подсказал Брюссель.

«Чехия так же, как и эти два государства, находится на той же южной ветке нефтепровода «Дружба». К тому же чешская экономика самая сильная из этих трех, поэтому ей нужно больше нефти. Но Чехия полностью согласовала свою риторику с риторикой ЕС, поэтому если бы Брюссель захотел наказать Словакию и Венгрию, он наказал бы одновременно и лояльную ему Чехию. С другой стороны, брюссельская бюрократия располагает инструментами для того, чтобы надавить на Киев. Другое дело, насколько она самостоятельна в своих решениях», – рассказал Здравкович в интервью изданию Украина.ру.

К тому же, когда Евросоюз вводил санкции против российской нефти, он изъял из этого пакета санкций государства, у которых нет выхода к морю, напомнил эксперт. Чехия, Словакия и Венгрия тоже находятся среди этих стран, добавил он.

«Упомянутые страны не могут получать нефть другим способом. К тому же, некоторые НПЗ в Центральной Европе, в Болгарии, в Польше сконструированы с учетом особенностей российской нефти. Например, для производства дизеля они используют вакуумный газойль. Его могут произвести и на Западе, но для переработки их нефти он не нужен», – отметил Здравкович.

Поэтому Украина может рассчитывать на ответ Словакии и Венгрии, полагает эксперт. По его словам, он может быть весьма болезненным для Киева.

«Украинская энергетическая инфраструктура разрушена. Из одного из главных экспортеров электроэнергии в Европе Украина превратилась в импортера. Более 60% ее производственных мощностей уничтожено или повреждено, распределительная система тоже повреждена. Уже слышим, что Венгрия ответит запретом на использование ее территории для экспорта электроэнергии на Украину. К тому же, украинские НПЗ уничтожены, дизельное топливо они получают прежде всего из Словакии и Венгрии», – сказал Здравкович.

Отвечая на вопрос, сможет ли хорватский нефтепровод заменить для Венгрии и Словакии «Дружбу», Здравкович заявил, что в настоящее время это невозможно из-за отсутствия нужной инфраструктуры.

Он напомнил, что нефтепровод «Дружба» идет из России в Белоруссию, затем северная ее ветка ведет в сторону Польши, прибалтийских государств и Германии. По этой ветке можно прокачать 480 тыс. баррелей нефти в день, уточнил эксперт. Южная ветка нефтепровода ведет через Украину в Венгрию, Чехию и Словакию, и по ней можно прокачать до 250 тыс. баррелей в день, сказал Здравкович.

«Когда речь идет о Хорватии, то ранее говорилось о соединении нефтепроводов «Дружба» и JANAF. Россия предлагала Хорватии купить или взять в аренду инфраструктуру JANAF. Этот трубопровод был важным энергетическим проектом бывшей Югославии для снабжения тогдашнего большого союзного государства нефтью. Одна его ветка ведет в сторону Венгрии и Словении, но она не соединена с «Дружбой», – рассказал Здравкович.

По его словам, подобный проект соединения двух нефтепроводов существовал, но Хорватия никогда не пыталась его реализовать, а теперь еще и завышает транспортные пошлины. От этого страдает не только Венгрия, но и другие страны в регионе, подытожил Милош Здравкович.

Татьяна Стоянович, Украина.ру