Растущее применение на полях сражений разнообразных робототехнических комплексов, побуждает рассматривать под этим нестандартным углом зрения традиционные формы и методы вооруженной борьбы
Источник фото: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS
Тема отечественной беспилотной авиации давно уже стала притчей во языцех, в силу той черепашьей неспешности с которой у нас до недавнего времени, то есть до начала СВО, этот процесс не столько реально имел место быть, сколько активно обозначался.
Так, например, успевший стать легендой ударный СТЕЛС-беспилотник С-70 «Охотник», который в свое время подавался не меньше, как небывалый прорыв в развитии военной авиации, в этом «прорыве», увы, так и застрял. Хотя, согласно даже не самым оптимистическим планам, уже давно должен был быть в строю:
«Сведения о разработке дрона появились в 2012-м. Утверждалось, что научно-исследовательская работа «Охотник» по созданию ударного БПЛА массой до 20 тонн ведется «Сухим» и «МиГ». Конструкция аппарата предполагает оснащение по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Максимальная скорость дрона оценивается в 1000 километров в час.
Первый образец должен быть готов в 2018-м, а поступить на вооружение к 2020-му.»
Но даже сегодня на третьем году Специальной военной операции дело с этим «прорывным новшеством» дальше коммерческой заинтересованности по его внедрению (что не удивительно, поскольку его цена стартовала от одного миллиарда рублей за экземпляр еще в 2020 г.) пока не пошло.
«Планируется, что стоимость тяжелых ударных беспилотников С-70 «Охотник» составит около 1 млрд рублей за один аппарат, рассказали «Известиям» источники в военно-промышленном комплексе. Сейчас прототипы стоят дороже, но при массовом выпуске они подешевеют. Это позволит заказать крупную партию дронов в случае успешного завершения испытаний.»
Хотя, в случае реальной военной надобности в таком аппарате, минувших 12 лет, в том числе 2,5 лет военного времени должно было вполне хватить для определения его дальнейшей судьбы.
Однако техническая мысль в сфере БПЛА не стоит на месте. Как сообщали СМИ, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) представила новую беспилотную транспортную систему внеаэродромного базирования с вертикальным взлётом и посадкой С-76. Её разработчик сообщил, что новый беспилотник сможет перевозить грузы массой до 300 кг, максимальная дальность полёта составляет 1000 км, максимальная высота полёта 4 км, максимальная скорость — 180 км/ч. Взлёт, полёт по маршруту и посадка БПЛА будут осуществляться автоматически, без участия оператора. А если точнее, то вмешательство оператора, при необходимости, не исключается. Что только увеличивает возможности машины.
Источник фото: ИЗВЕСТИЯ
А теперь давайте оценим перспективы и реальные варианты использования такой техники. Официально она заявляется, как имеющая двойное назначение. То есть, как гражданское, так и военное.
Пишут, что перевозка гражданских грузов с помощью С-76 будет значительно дешевле, чем с использованием стандартного транспортного вертолета Ми-8. Охотно верю.
Однако, это вряд ли существенно повысит уровень востребованности аппарата в гражданском секторе, за исключением нефтегазового, с учетом его в целом невысокой покупательной способности. С учетом которой цена заказа на перевозку грузов, что с участием Ми-8, что С-76 одинаково заоблачная.
Во всяком случае, перспектива массового выпуска этого действительно перспективного аппарата с опорой на возможности только гражданского бизнеса представляется весьма туманной.
Что же его военного применения, то и здесь всё непросто. Достаточно крупный и недешевый аппарат непосредственно в зоне боевых действий будет заметной мишенью для зенитных ракет. Не говоря уже о его применении для бомбардировочных миссий в тылу врага. Такие миссии сами по себе потребуют приближения таких небесных тихоходов к самым защищенным объектам противника, что для таких машин (скорость меньше 200 км в час) крайне рискованно. Да и смысла в этом особого нет, поскольку аналогичные БПЛА, например, семейства «Герань» уже существуют. То есть указанные варианты можно сразу исключить. Однако это не означает, что поле деятельности для таких многоразовых транспортных систем отсутствует.
Более перспективным представляется использование С-76 для поддержки специальных операций, в частности по снабжению диверсионных групп и партизанских отрядов за линией фронта. При этом большая дальность полета позволит ему обходить наиболее насыщенных средствами ПВО территорий противника. Такие «прорехи» существуют, их вполне достаточно и налаживание снабжения ДРГ без риска для пилотируемых транспортных самолетов и вертолетов, может существенно активизировать партизанскую борьбу на вражеских коммуникациях.
Тем более, что такая борьба в последнее время становится всё более значительным фактором развития ситуации. Вплоть до публичных призывов к вступлению жителей оккупированных нацистских режимом территорий бывшей УССР в ряды антинацистского Движения сопротивления.
В перспективе стоит подумать и о более масштабном применении подобной беспилотной техники. Так, например, более крупная модификация С-76, которая рассматривается на перспективу, способная перебрасывать на большие расстояния боевые робототехнические комплексы, может быть использована для проведения массированных воздушных десантов в тылу противника. При этом, живую силу таких нестандартных десантов будет составлять немногочисленная ДРГ, в состав которой могут быть включены операторы таких комплексов, а техническую – сами доставленные по воздуху боевые роботы. Либо уже созданные, либо их адаптированные под десантные операции, меньшие по размеру аналоги.
Боевой робот «Маркер» (РФ) Источник фото: ТАСС
Боевой робот «Уран-9» (РФ) Источник фото: ferra.ru
Разумеется, осуществление почти безлюдных десантных операций наверняка потребует совершенствования их методики и усиления разведки возможностей ПВО противника на маршруте движения такого беспилотного десанта. Вплоть до достижения эффекта «глубокой прополки» от средств ПВО, включая БПЛА противника, всего маршрута движения.
Это позволит на втором, расширенном этапе такой операции, после создания первой роботизированной волной десанта необходимого исходного плацдарма, направить в район боевых действий, по уже проверенному безопасному маршруту, полноценный воздушный десант в составе необходимой для развития успеха группировки ВДВ.
В условиях боевых действий на европейском ТВД, такие десантные операции в некоторых случаях могут оказаться единственным способом экстренной помощи нашим войскам, находящимся в отрыве от основных сил. В частности, это касается Оперативной группы российских войск в Приднестровье, которая уже прямо сейчас находится в полном окружении и сталкивается с угрозой вражеской атаки в любой момент.
После вторжения противника в Курскую область, что подтвердило готовность киевского режима к любой авантюре, эта угроза возросла еще больше.
В любом случае, активные действия воздушно-десантных войск в глубине территории противника являются необходимым, а в отдельных случаях, и решающим элементом современных наступательных операций в оперативно-стратегической глубине.
И нынешний опыт ограниченной военными и политическими рамками Специальной военной операции, в ходе которой такие глубинные удары пока не наносились еще и в силу их неполного военно-технического соответствия требованиям времени, в принципе, этому выводу нисколько не противоречит. Особенно с учетом возможностей, которые создает для совершенствования концепции воздушно-десантной операции современная роботизированная и беспилотная техника.
В любом случае следует исходить из того, что война 21 века только начинается. И вызовы, на которые в её ходе придется эффективно отвечать, еще все впереди. А поскольку беспилотная авиация и является одним из самых мощных ответов на такие вызовы, к идее автоматизированных воздушных десантов с применением беспилотных транспортных самолетов и роботизированных боевых комплексов, стоит присмотреться внимательно. Тем более, что соответствующая материальная база уже на подходе.
Юрий Селиванов, специально для News Front