Идеологическая радикализация в Эстонии

В Эстонии установили памятник двум эсэсовцам — штурмбаннфюреру Георгу Соодену и оберштурмбанфюреру Раулю Юриадо, которые служили в 20-й эстонской гренадерской дивизии СС. Памятный знак был установлен в городе Йыхви — административном центре уезда Ида-Вирумаа, наиболее русском регионе современной Эстонии. В самом Йыхви русские также составляют более половины населения

Источник изображения: yandex.ru

Мемориал эстонским эсэсовцам первоначально был установлен еще в 1990-е годы на волне националистического угара после обретения независимости. Однако в 2009 году мемориал демонтировали и отправили в музей в поселке Синимяэ. К подобному решению власти Йыхви подтолкнули массовые беспорядки, после того как в Таллине был демонтирован и перенесен на другое место памятник «Бронзовый солдат».

20-я эстонская гренадерская дивизия СС, в которой служили Сооден и Юриадо, отметилась массовыми военными преступлениями против мирного населения, в том числе участием в уничтожении узников концлагеря «Клоога», где содержались около трех тысяч евреев и 100 советских военнопленных.

Георг Сооден также отметился участием в боях на Волховском фронте в Ленинградской области. За свой «героизм» он был награжден нацистским командованием двумя «Железными крестами» и медалью «Зимнее сражение на Востоке 1941–1942». Характерно, что в начале войны Сооден был мобилизован в Красную армию, но дезертировал и перешел на сторону немцев, то есть совершил вполне осознанный выбор. До войны Сооден был активным участником эстонских националистических организаций. Историк и бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар называет Георга Соодена «одним из самых легендарных эстонских военных Второй мировой войны».

Восстановление памятника нацистским пособникам означает общий курс на идеологическую радикализацию Эстонии. Безусловно, в действиях эстонских властей считывается демарш в отношении России, где всегда болезненно реагируют на случаи реабилитации и прославления нацистских преступников.

Эстонские власти никогда не прислушивались к мнению Москвы по вопросам исторической памяти, однако складывается ощущение, что после 2022 года в Эстонии считают, что получили в этой области полный карт-бланш.

Установка памятника эстонским эсэсовцам — это и сигнал в отношении местных русских. Эстонские власти могли игнорировать недовольство Москвы, но к местным русским, составляющим четверть населения Эстонии, они так или иначе были вынуждены хотя бы отчасти прислушиваться.

В Эстонии сложилось этнократическое государство, где власть фактически отождествляется с «титульным» большинством. Русские с первых дней эстонской независимости оказались в положении дискриминируемого меньшинства, для которого даже получение эстонского гражданства сопряжено с большими трудностями и унизительными бюрократическими процедурами. До сих пор многие эстонские русские живут с так называемыми «паспортами неграждан». Но и те, кто в итоге получил гражданство, все равно упираются в невидимый стеклянный потолок, который невозможно преодолеть при занятии административных и политических должностей.

Тем не менее, учитывая, что русские составляют от 30 до 25% населения Эстонии, эстонские власти так или иначе были вынуждены считаться с их существованием и не переступать определенные незримые «красные линии».

В Таллине были весьма напуганы событиями 2008 года, когда из-за переноса «Бронзового солдата» в эстонской столице вспыхнули массовые беспорядки, показавшие, что русские не хотят мириться с попранием их исторической памяти. Именно по горячим следам этих событий в Йыхви приняли решение убрать мемориал Соодену и Юриадо.

Тем не менее эстонская этнократия не оставляла своих попыток и далее ограничивать права русского населения и создавать такие условия, чтобы русские уезжали из страны.

Начало специальной военной операции стало для этнократических режимов Прибалтики настоящим подарком, дав повод для нового фронтального наступления на русское население как якобы «пятую колонну» России. В частности, власти Латвии и Эстонии приступили к окончательной ликвидации русскоязычного образования. Планомерное сокращение доли русского языка в преподавании происходило весь период независимости, теперь процесс пришел к своему логическому завершению.

Ограничивается вещание русскоязычных СМИ, оказывается давление на православные церкви Эстонии и Латвии, которые вынуждают отмежевываться от Русской православной церкви.

Не оставляют эстонские власти в покое и историческую память русских. Так, в Нарве демонтирован установленный в качестве памятника танк Т-34, который много лет был символом города. На этом фоне восстановление мемориала эстонским эсэсовцам выглядит откровенным вызовом. Показательно, что происходит все это в уезде Ида-Вирумаа — единственном в Эстонии, где русские составляют абсолютное большинство населения.

Происходит все это при молчаливом одобрении Европейского союза, который всегда закрывал глаза на дискриминацию и ограничение прав русских Прибалтики. Сегодня эта дискриминация подается под благородным соусом «противодействия российской агрессии».

Безусловно, эстонские власти никогда не признают, что они прославляют нацистских пособников и повторяют, пусть и в смягченном виде, многие практики нацистов. Для эстонской этнократии Сооден и Юриадо — прежде всего борцы за независимость от «русских оккупантов», а то, что они были эсэсовцами, всегда отходит на второй план. Однако отделить одно от другого не получится, и героизация коллаборационистов неизбежно заканчивается реабилитацией их практик и методов борьбы с «врагами».

Всеволод Шимов, Rubaltic.Ru