В хронике деиндустриализации Германии открыта новая глава: руководство автоконцерна Volkswagen сообщило, что впервые за свою 87-летнюю историю компания может закрыть заводы в Германии. Речь идет о возможной ликвидации двух предприятий — по производству автомобилей и комплектующих
Изображение: © РИА Новости / Сгенерировано ИИ
Не меньший общественный и медийный шок вызвало сообщение, что «концерн в целях экономии задумался также о разрыве соглашения с профсоюзами, которое было подписано до 2029 года». Volkswagen считается (хотя, наверное, правильнее сказать — считался) в Германии работодателем «золотого стандарта»: самая надежная работа, самые щедрые соцгарантии, самые высокие зарплаты. Так что планы компании, разумеется, вызвали бурю негодования, особенно со стороны профсоюзных структур, которые объявили о массовом сопротивлении анонсированным планам.
Власти, со своей стороны, также давят на Volkswagen, настаивая на поиске альтернатив, которые бы позволяли избежать озвученных намерений. И возможно, им даже удастся добиться своего — на какое-то время, поскольку говорить о кардинальном решении возникших проблем не приходится.
А дело в том, что в основе непопулярных планов руководства Volkswagen лежит все более неблагоприятная реальность. И мрачные для немцев тенденции, никаких надежд на перелом которых не наблюдается даже в среднесрочной перспективе. По словам гендиректора компании Оливера Блюме, «Германия как место ведения бизнеса все больше отстает с точки зрения конкурентоспособности», да и в целом «европейская автомобильная промышленность находится в очень сложной и серьезной ситуации».
Причин сложившейся ситуации множество. Тут и страшно дорогая рабочая сила в Германии, привыкшая к высочайшему уровню социальной защищенности, и стремительное вытеснение немцев с рынка китайским автопромом, в первую очередь — производителями электромобилей, и потеря германской промышленностью трубопроводного российского газа (дешевизна которого в немалой степени компенсировала дороговизну рабочей силы), и стрельба по собственным ногам в виде ухода с российского рынка, и многое-многое другое.
В общем, можно понять руководство Volkswagen, у которого прогнозный пазл начал складываться в слово «банкротство», и, чтобы избежать столь неприятного сценария в будущем, перед ним встает необходимость принимать жесткие меры уже сегодня. Причем понятно: чем дольше затягивать с решением, тем более болезненной будет отдача. А Германия как таковая все больше напоминает «Титаник», так что никто сильно не удивится, если в конце концов Volkswagen решит окончательно покинуть борт тонущего корабля.
В происходящем, пожалуй, самым странным является то, с какой оскорбительной, циничной открытостью производится уничтожение германской промышленности. Все-таки до сих пор Запад всегда покрывал сахарной глазурью горькую пилюлю реальности, которую хотел кому-то скормить. Да и у самой ФРГ в этом немалый опыт: она, будучи лидером Евросоюза, успешно уничтожала целые отрасли восточноевропейских членов ЕС под прикрытием красивых слов о европейском единстве и процветании.
Зато теперь, когда очередь на уничтожение дошла до самой Германии, немцев не удостаивают даже минимально вдохновляющей риторикой. Они должны терпеть падение уровня и качества своей жизни, потому что Путин нападет. Они должны отказаться от атомной энергетики ради будущего планеты. Они должны перейти на мясо сверчков ради борьбы с изменениями климата. Они должны поддерживать все безумие ЛГБТ*-повестки ради толерантности. Они должны затянуть вентили батарей отопления и собственные пояса просто потому, что так надо.
Результаты прошедших в воскресенье выборов в Саксонии и Тюрингии продемонстрировали, что, по крайней мере, в восточных землях страны уже большая часть народа сыта данным подходом. Правда, пока германский — как, впрочем, и в целом западный — истеблишмент не проявляет даже малейших намеков на смену политики и готов упорно дальше гнуть свою линию.
Будет интересно понаблюдать, к чему приведет столь принципиальное игнорирование властями мнения собственного народа.
* Экстремистское движение, запрещенное в России.
Ирина Алкснис, РИА