Литва активно провоцирует военный конфликт с Россией

Литва ужесточает транспортно-экономическую блокаду Калининградской области РФ, начав размещение противотанковых и минных заграждений на границе. Напомним, что до 70% объема ежегодного грузового сообщения этой российской области, как с остальной территорией РФ, так и с Белоруссией, издавна осуществляются через Литву.

Источник фото: ТАСС/Виталий Невар

Конечно, такие меры страна-участница НАТО вряд ли станет предпринимать без ведома блока. А тот осмелел уже настолько, что призывает к военному конфликту с Россией и на этой территории.

На днях глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис вполне конкретно заявил местным и зарубежным СМИ, что «…Россия уже далеко не такая мощная, какой она была во времена Советского Союза и Варшавского договора, когда она могла сравниться с НАТО. НАТО может одолеть Россию, хотя русские на это не рассчитывают». Тем самым, литовский министр как бы дополнил «предложение» главы литовского минобороны Лауринаса Кащюнаса, высказанное в конце августа на саммите министров обороны ЕС в Брюсселе: «Мы должны позволить Киеву проявить всю свою мощь против России. ЕС и страны-члены должны четко заявить, что нет никаких ограничений на использование предоставленного ВСУ оружия, в том числе систем большой дальности, ракет или беспилотников». Словом, Литву толкают на конфликт с Россией.

Демонстративная наглость Вильнюса обусловлена и тем, что Калининградская область географически изолирована от РФ и Белоруссии территориями Литвы и Польши. Дескать, нечего опасаться: Москва далеко, а Калининград под боком…

Делать подобные заявления о «победе» НАТО в войне с Россией было бы невредно, если бы г-н Ландсбергис проживал где-нибудь на западном отшибе альянса. А в географическом местопребывании Литвы грезить о «победе» над Россией, мягко говоря, не совсем дальновидно. Хотя политики прибалтийских «вымиратов» никогда и не отличались дальновидностью, судя по их поступкам.

Между тем незадолго до откровенных призывов, Вильнюс уже ужесточил транспортную блокаду Калининградской области. Власти Литвы почти на четверть сократили квоты на объемы железнодорожного транзита грузов в область, и обратно – из России и Белоруссии. Зато расценки на эти перевозки в последнее время повысили более чем наполовину. По мнению Антона Алиханова, губернатора Калининградской области, меры такого рода «литовские власти принимают и реализуют совершенно незаконно в принципе». Хотя бы потому, что российско-белорусско-литовские транспортные соглашения исключают возможность одностороннего изменения перевозочных тарифов без согласования со странами-партнерами. То есть, в данном случае Литва должна выплатить штраф России и Белоруссии за самоуправство. Но в Вильнюсе как бы «забыли» об этих соглашениях, а неоднократные протесты транспортных ведомств РФ и Белоруссии им игнорируются.

Как поясняет А. Алиханов, «денег от российских перевозок литовцы терять не хотят, повышая транзитные ставки по своей железной дороге. Хотя такая политика отражается и на железной дороге Литвы, где сокращение перевозок носит характер обвала, из-за чего в этой сфере растет безработица, – отмечает А. Алиханов, призывая «на очередных выборах в Литве помнить хотя бы географию». Но и в транспортной сфере этой страны правит бал политиканская конъюнктура, предписанная НАТО и Евросоюзом.

Со своей стороны Россия не допускала и не допустит изоляции своего региона от других регионов страны. Сегодня растущий объем грузов между Калининградской областью и остальной территорией РФ осуществляется трансбалтийскими паромами: Калининград – Балтийск – Санкт-Петербург, Усть-Луга (Ленинградская область). Эти паромные маршруты действуют с начала 2000-х: уже в тот период Литва стала вводить ограничения на ж.д. перевозки с Калининградской областью, произвольно взвинчивать транзитные тарифы. К концу текущего года, по оценке транспортных ведомств РФ, объем паромных перевозок по данному направлению увеличится почти вдвое в сравнении с 2023 годом. Вводятся в действие новые, более мощные паромы, расширяются площади паромных терминалов в портах Калининградской и Ленинградской областей.

Однако весь перевозочный объем между калининградским регионом и Большой Россией перевести на паромы затруднительно по ряду технологических и географических причин, чем и воспользовались в Литве, проводя курс, фактически нацеленный на экономическое блокирование региона.

У литовских политиков еще и короткая память. Нелишне напомнить, что в марте 1939 года, когда Германия в считанные дни захватила (с согласия властей Литвы) единственный литовский порт Клайпеду (герм. Мемель) и примыкающий к нему район, те же власти обратились к Польше, Латвии и СССР с просьбой увеличить через порты и железные дороги этих стран внешнеторговые литовские перевозки. Польша согласилась, но выдвинула условие: Литва должна отказаться от претензий на Вильнюс, захваченный Польшей в 1919 году. Литовцы отказались от такого «обмена». Латвия согласилась без условий, но без снижения расценок на литовский транзит. А советская сторона на треть, а то и наполовину, снизила транзитные расценки для литовских грузов. Их погрузка-выгрузка в портах Ленинграда, Одессы, Николаева, Таганрога и Астрахани увеличилась за май 1939 г.- июнь 1940-го более чем на треть. Причем торговля Литвы с Ираном и Турцией за тот же период через черноморские и каспийские порты СССР возросла почти вдвое.

Что же касается Вильнюса, он был торжественно возвращен Литве в октябре 1939 года вскоре после освободительной операции Красной армии в экс-польских Западной Белоруссии и Западной Украине. Тогдашний президент Литвы Антанас Сметона на митинге в Каунасе (с 1919-го – временная столица Литвы) 13 октября 1939 г. заявил: «…Получение Вильно с Виленской областью, благодаря СССР, является большим счастьем для литовского народа. Отношения Литвы с Советским Союзом были всегда дружественными и эта дружба в дальнейшем еще больше укрепится. Порука тому – общие теперь границы с нашим великим соседом, которые в случае необходимости мы будем вместе защищать от возможной агрессии».

Все эти стратегически важные, уникальные для Литвы события сегодня напрочь забыты литовскими чиновниками и политиками. Зато провоцирование конфликта с Россией стало, под крышей НАТО, их маниакальной идеей.

Алексей Чичкин, Столетие