В Кыргызстане, в окрестностях города Балыкчи, с 3 по 15 сентября проходят командно-штабные учения ОДКБ «Взаимодействие», а также специальные учения «Поиск» и «Эшелон». В маневрах принимают участие военные Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Всего в них задействованы более 1 500 военнослужащих и более 200 единиц военной техники, в том числе около 10 единиц авиационной техники и столько же водных судов. В частности, вертолеты Ми-8, Ми-8 МТВ, Ми-17 В-5, самолеты Ан-26, Су-30 СМ, танки Т-72, БМП-2, а также разведывательные и ударные БПЛА. Замысел учений предполагает отработку совместных действий по разрешению вооруженного конфликта в Центральноазиатском регионе
Источник изображения: sputnik.by
ОДКБ остается основной военно-политической организацией на постсоветском пространстве. Ее часто сравнивают с НАТО и критикуют за внутреннюю слабость и недостаточную согласованность позиций участников по тем или иным военно-политическим вопросам.
Членство в ОДКБ заморозила Армения из-за недовольства Еревана позицией государств — участников урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.
Однако следует учитывать, что ОДКБ — структура по своим возможностям и задачам более ограниченная, чем НАТО, и само сопоставление этих двух объединений на сегодняшний день вряд ли корректно.
Тем не менее в качестве инструмента военно-политического сотрудничества и координации ОДКБ играет важную роль на евразийском пространстве, и альтернатив ему на сегодняшний день нет.
Особую роль организация играет в Центральной Азии, ведь три из пяти активных ее членов представляют именно этот регион. Единственная на сегодняшний день миротворческая миссия ОДКБ в 2022 году также происходила в Казахстане.
Для России членство в организации Казахстана и других государств Центральной Азии означает, что этот регион останется спокойным геополитическим тылом. Это очень важно, особенно учитывая то, что протяженность границы России и Казахстана составляет почти 7,6 тысячи километров, и это самая протяженная непрерывная сухопутная граница в мире.
В укреплении ОДКБ заинтересована и Беларусь. К сплочению организации в своих выступлениях неоднократно призывал Александр Лукашенко.
Это особенно актуально в условиях геополитической конфронтации с Западом, в которой оказались Москва и Минск. К сожалению, начало конфликта на Украине продемонстрировало внутренние слабости ОДКБ, о которых постоянно говорят ее критики. Некоторые члены организации сплочению перед лицом общих угроз и вызовов предпочитают политику преследования узких национальных интересов и балансирования между разными центрами силы. Впрочем, это проблема не только ОДКБ, но и практически всех интеграционных объединений на постсоветском пространстве.
Во многом эта разница подходов объясняется и разным геополитическим положением, в котором находятся государства-участники ОДКБ.
Россия и Беларусь непосредственно соприкасаются с коллективным Западом, ведущим против них гибридную войну. Пожалуй, особенно некомфортным это положение оказывается для РБ, западные и южные рубежи которой де-факто превратились в позиционные фронты этой необъявленной войны.
Россия, со своей стороны, несет основные военно-политические издержки этого противостояния и продолжающегося конфликта на Украине. Атаки украинских беспилотников на объекты военной и гражданской инфраструктуры, вторжение ВСУ в Курскую область, угрозы для других пограничных регионов — все это уже стало частью суровых российских будней.
В укреплении ОДКБ заинтересована и Беларусь. К сплочению организации в своих выступлениях неоднократно призывал Александр Лукашенко.
Это особенно актуально в условиях геополитической конфронтации с Западом, в которой оказались Москва и Минск. К сожалению, начало конфликта на Украине продемонстрировало внутренние слабости ОДКБ, о которых постоянно говорят ее критики. Некоторые члены организации сплочению перед лицом общих угроз и вызовов предпочитают политику преследования узких национальных интересов и балансирования между разными центрами силы. Впрочем, это проблема не только ОДКБ, но и практически всех интеграционных объединений на постсоветском пространстве.
Во многом эта разница подходов объясняется и разным геополитическим положением, в котором находятся государства-участники ОДКБ.
Россия и Беларусь непосредственно соприкасаются с коллективным Западом, ведущим против них гибридную войну. Пожалуй, особенно некомфортным это положение оказывается для РБ, западные и южные рубежи которой де-факто превратились в позиционные фронты этой необъявленной войны.
Россия, со своей стороны, несет основные военно-политические издержки этого противостояния и продолжающегося конфликта на Украине. Атаки украинских беспилотников на объекты военной и гражданской инфраструктуры, вторжение ВСУ в Курскую область, угрозы для других пограничных регионов — все это уже стало частью суровых российских будней.
Что касается государств Центральной Азии, то они находятся в глубоком тылу этого конфликта и предпочитают оставаться от него в стороне. Само положение этого региона подталкивает находящиеся здесь государства к политике многовекторности и балансирования между Россией, Китаем, Турцией и ЕС.
В данном контексте основной задачей ОДКБ является сохранение военно-политической координации государств Центральной Азии с Россией, а также недопущение чрезмерного усиления Запада здесь. В этом цели России совпадают с интересами другого крупного регионального игрока — Китая.
Для сохранения своего влияния в Центральной Азии ОДКБ важно активно участвовать в урегулировании местных проблем и противоречий. Поэтому то, что основной легендой учений «Взаимодействие-2024» стало разрешение вооруженного конфликта в регионе, неслучайно.
Проблем в Центральной Азии, которые могут потребовать вмешательства ОДКБ, предостаточно. Это дефицит водных ресурсов, из-за пользования которыми между государствами регулярно возникают конфликты, неурегулированные территориальные споры между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, угрозы распространения радикальных исламистских течений.
Что касается российско-белорусского военного сотрудничества, то оно на сегодняшний день осуществляется преимущественно в рамках Союзного государства. Однако это не означает, что СГ превращается в изолированный от общей повестки ОДКБ формат. Совместные учения в Кыргызстане наглядно это продемонстрировали.
Всеволод Шимов, Rubaltic.Ru