На этой неделе на Камчатке произошло два важных события. Первое — в состав подводных сил Тихоокеанского флота прибыли сразу два новых атомохода 4-го поколения: ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А «Император Александр III» и многоцелевая ударная атомная лодка проекта 855М «Красноярск». Вторым событием стало вручение 25-й дивизии ракетных подводных крейсеров, базирующихся на Камчатке, ордена Нахимова
Источник фото: kamgov.ru
Характерно, что корабли пришли вместе, а это означает, что они отрабатывали задачи совместного плавания и ведения боевых действий в Арктике. И в новейшей истории России это первый групповой переход атомных подводных лодок после 1991 года.
В настоящее время только одна верфь строит атомные подводные лодки — это предприятие «Севмаш» в Северодвинске. Соответственно, после сдачи субмарины нашему флоту надо осуществить ее перевод к месту базирования. Таких в России два — Кольский и Камчатский полуострова. Лодки можно переводить на Тихий океан разными путями. В 1966 году субмарины К-116 и К-133 пришли на Камчатку через Атлантический океан и пролив Дрейка в Южной Америке, затем пересекли Тихий океан, пройдя 21 тыс. морских миль за 52 дня. Другой путь — это через Атлантический океан, вокруг Африки и затем через Малаккский пролив и Сингапур. Есть путь и через Атлантический и Индийский океаны вокруг Австралии и далее через Тихий океан. Но самым коротким является переход по Северному морскому пути, он занимает от 2 тыс. до 4 тыс. морских миль в зависимости от маршрута. Вместе с тем такой переход является самым сложным, поскольку он проходит в сложных гидрометеорологических условиях и в ледовой обстановке. Случись какая авария на борту лодки, быстро всплыть на поверхность не удастся. При этом акватория Северного Ледовитого океана еще недостаточно хорошо изучена, дно является сложной структурой. Например, когда лодка выходит в Чукотское море, то глубины в нем недостаточны для проведения скрытного подводного плавания и очень сложны для навигации.
Первой атомной подводной лодкой, совершившей переход подо льдами Арктики, стал корабль проекта 658 К-178 под командованием капитана 1-го ранга А. Михайловского в сентябре 1963 года.
В дальнейшем одиночные переходы АПЛ подо льдами Арктики для пополнения корабельного состава стали системой. Всего их было выполнено более 20. Опыт одиночных плаваний атомных подводных лодок подо льдами в дальнейшем позволил переводить корабли в составе тактических групп. Последний групповой переход был проведен в 1991 году лодками «Челябинск» и «Красноярск». Отрабатывались и переходы ракетных подводных лодок проекта 677БДР в охранении многоцелевых лодок проекта 671РТМ. Но надо понимать, что групповой переход подо льдами очень сложен. Здесь играют роль вопросы связи между кораблями в дополнение к остальным проблемам.
Первые подводные лодки советского флота появились на Камчатке в 1938 году, когда на полуостров прибыли Л-7, Л-9 и Л-10 и был создан 41-й дивизион подводных лодок. В дальнейшем он стал бригадой, затем дивизией, и с 1961 года появилась 15-я эскадра подводных лодок. С 1963 года в состав объединения стали поступать атомные подводные корабли.
В 1973 году 15-я эскадра стала 2-й флотилией подводных лодок. В том же году была сформирована и 25-я дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Всего в начале 1990-х годов подводники Камчатки имели пять дивизий подводных лодок и примерно 50 атомоходов. Это было мощнейшее объединение в мире, прозванное американцами «змеиное гнездо советских подводников».
В 1990-е годы объединение подверглось сокращению, реорганизации и в конце концов было переформировано в командование подводных сил Тихоокеанского флота в составе 25-й и 10-й дивизий.
25-я дивизия включала в себя лодки проекта 667БДР. По мере их вывода из состава флота они заменялись на новые проекты 955 и 955А. «Император Александр III» стал пятой лодкой в составе 25-й дивизии. Первой стала в 2015 году пришедшая субмарина проекта 955 «Александр Невский», за ней в 2016 году в дивизию прибыл «Владимир Мономах». После этого пришли «Князь Олег» уже проекта 955А в 2022 году, в 2023-м прибыл «Генералиссимус Суворов». Таким образом в настоящее время возрождена мощь одного из двух российских соединений атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту. До конца десятилетия придут еще две такие субмарины.
Что касается 10-й дивизии, то она включила в себя атомные лодки проектов 971 и 949А. К сожалению, процесс модернизации проекта 971, запущенный в начале 2010-х годов, не дал никаких результатов, и в строю только один такой корабль — это «Кузбасс». Несколько лучше обстоят дела у семейства 949А. Две лодки «Иркутск» и «Челябинск» находятся в процессе модернизации под ракеты «Калибр», «Оникс» и «Циркон». По некоторым данным, модернизация «Иркутска» уже завершена. Также в строю находятся «Тверь», «Омск» и «Томск». Причем «Омск» стрелял своими «Гранитами» на прошедших учениях «Океан-2024». В 2022 году состав соединения пополнил корабль «Новосибирск» — первая в ТОФ атомная ударная лодка 4-го поколения. Теперь пришел и второй корпус — лодка «Красноярск». Еще несколько кораблей прибудут до конца десятилетия.
Таким образом две новые подводные лодки значительно усилили российский атомный флот на Камчатке. В будущем на Дальний Восток должны прийти лодки «Белгород» и «Хабаровск», они войдут в состав новой недавно сформированной дивизии, номер которой пока неизвестен. Эти лодки несут на своем борту в том числе и новое сверхмощное подводное оружие — торпеды «Посейдон».
Помимо командования подводных сил на Камчатке и Чукотке располагается Объединенное командование войск и сил на северо-востоке России. Его задачами являются оборона этой российской территории и обеспечение базирования и развертывания подводных лодок.
Основным корабельным соединением ОКВС является 114-я бригада надводных кораблей. В этом году спущен на воду корвет проекта 20385 «Проворный». В следующем году он составит пару корвету «Гремящий», потом последуют еще корабли постройки Комсомольска-на-Амуре. Эта же бригада за последние годы кардинально обновила и свои минно-тральные силы, получив три тральщика проекта 12700. Состав объединения пополняют и вспомогательные суда. Так, недавно вошел в строй первый за полвека ледокол «Евпатий Коловрат». Авиационная часть ОКВС периодически получает модернизированные самолеты-истребители Миг-31БМ, противолодочные вертолеты Ка-27М и самолеты Ил-38Н. Сухопутные войска представлены легендарной 40-й гвардейской Краснодарско-Харбинской дважды Краснознаменной бригадой морской пехоты. Гвардейской бригада стала в прошлом году за успехи в ходе решения задач СВО. Это мощно вооруженное и хорошо подготовленное подразделение способно решать любые задачи — как обороны морского побережья, так и участия в десантных операциях и ведения сухопутного боя. В целом же за последние годы Камчатка, как и в былое время, превратилась в мощный и хорошо укрепленный узел обороны.
Дмитрий Болтенков, газета «Известия»