Катастрофическая ситуация в европейской экономике рвётся наружу

Ну что ж, кажется, катастрофическая ситуация в европейской экономике начинает прорываться и на страницы предельно лояльной западной статистики. И как бы гладко ни говорили об этом брюссельские бюрократы и аффилированные с ними СМИ, происходящее свидетельствует вовсе не о «риске новой рецессии». Это означает, что Европа и из «прошлой волны рецессии» никуда особенно не уходила. И просто ускоряет своё движение в сторону уже, скорее всего, неминуемой экономической катастрофы. За которой столь же неминуемо последует и социальная, и это как-то предельно глупо не понимать.

Источник фото: sb.by

Вот весьма наглядная иллюстрация в цифрах. Как следует из анализа данных S&P Global, только сегодня опубликованных американским изданием Bloomberg, композитный индекс деловой активности (PMI) в промышленности и сфере услуг еврозоны в сентябре опять снизился — до 48,9 пункта с 51 пункта месяцем ранее.

Более того, если говорить о Германии, то он упал ещё сильнее, чем ожидалось, до 47,2 — самого низкого уровня за семь месяцев. И ниже отметки 50, отделяющей рост от сокращения (чтобы было понятно читателям: значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост экономической активности, ниже — на её спад). Индекс Франции рухнул ещё серьёзнее, до 47,4 пункта с 53,1, что намного ниже 51,5, которые прогнозировали аналитики.

Эту грустную в целом статистику ещё несколько выправляет индекс деловой активности в сфере услуг, уменьшившийся только до 50,5 пункта (хотя и это тоже минимум за последние семь месяцев). Что же касается индекса PMI в промышленности, то он снизился до 44,8 пункта (минимум за девять месяцев) с 45,8.

Впрочем, это уже и без всякой экономической статистики видно, даже невооружённым глазом. Так, в частности (эти данные в текущий анализ от S&P Global пока не вошли), крах германской автомобильной промышленности, включая планы VW по закрытию немецких предприятий, помимо выставления «на холод» персонала заводов самого автомобильного гиганта, инициировал ещё и волну банкротств у смежников. Как сообщается, подал заявление о банкротстве один из старейших германских производителей автомобильных запчастей и комплектующих. Компания работала с такими автомобильными гигантами, как VW, BMW и Mercedes, а теперь под угрозой увольнения находятся более 3 тыс. квалифицированных сотрудников. Заявил о банкротстве и крупный производитель рессор и пружин: сотрудники компании также получили уведомления об увольнении. И это только простейшая выборка, что называется, прямо с поверхности.

Что касается причин происходящего, то они, в общем, тоже понятны: это и подорвавшая под вопли зелёных кликуш основы экономической мощи еврозоны политика так называемого зелёного перехода, и отрыв от традиционной энергетической сырьевой базы, прежде всего российской, сделавший продукцию европейского машиностроения неконкурентоспособной на глобальных рынках. И много чего ещё.

Да и почему это важно для нас с вами — тоже, в общем, понятно: тренд на крах экономики еврозоны грозит конкретно нам потерей так называемых традиционных рынков. Точнее, грозил бы, если б мы не начали ещё в далёкие 2000-е тот самый «стратегический поворот на восток», который, по словам главы российского Минэнерго Сергея Цивилёва, в некоторых секторах (нефть, нефтепродукты, уголь) уже, в принципе, завершён.

Это, разумеется, не означает, что мы отказываемся от экономических связей с Европой, просто направление становится для нас стратегически второстепенным — и вовсе не по причине санкций. А данные от S&P Global, опубликованные Bloomberg, очень хорошо иллюстрируют правильность этого нашего стратегического выбора, что особенно важно — сделанного нами намного раньше, чем началась СВО.

Дмитрий Лекух,  RT