Ахиллесова пята «непобедимой армады» – Юрий Селиванов

Происшествие с кораблем снабжения ВМС  США в непосредственной близости от хуситского Йемена, как всегда покрыто мраком служебной тайны. Тем не менее, оно  дает повод для прозрачных и вполне уместных оперативно-тактических выводов   

Источник фото: commons.m.wikimedia.org

По сообщению американских СМИ, входящий в состав авианосной ударной группы USS Abraham Lincoln (CVN-72)  танкер USNS Big Horn «получил повреждения в результате инцидента» и остался без хода. Представитель ВМС сообщил, что экипаж Big Horn «в безопасности» и никаких признаков утечки нефти с судна нет. По некоторым данным, сейчас Big Horn стоит на якоре возле Омана, ожидая завершения технической оценки ущерба.

«USNS Big Horn (T-AO-198), танкер-заправщик, получил повреждения во время работы в море в районе операций 5-го флота США ночью 23 сентября. Все члены экипажа в настоящее время в безопасности, и 5-й флот США оценивает ситуацию», — говорится в заявлении представителя ВМС, предоставленном USNI News. Чиновники не стали подробно описывать обстоятельства, но инцидент произошел в той части Аравийского моря, которая может быть переполнена небольшими рыболовными судами и судами, которые могут затруднить маневрирование такого большого судна, как 42 000-тонный нефтяной танкер. Неясно, сел ли  Big Horn на мель или столкнулся с объектом под водой.»


Между тем, в  отчете на сайте новостей о мореплавании gCaptain
 были опубликованы фотографии и видео затопленного инженерного помещения и поврежденного рулевого поста, которые, по словам пользователей, были связаны с инцидентом на Big Horn. Военный чиновник подтвердил точность данных фотографий.

Тем временем, с места событий стали поступать уточнения, проливающие свет на степень серьезности данного происшествия.

«Как стало известно USNI News, Big Horn был единственным специализированным нефтяным судном, работавшим на Ближнем Востоке и поставлявшим топливо для авиакрыла на борту USS Abraham Lincoln (CVN-72) и эскортов, назначенных в ударную группу. У службы есть и другие варианты получения топлива, включая союзников США и коммерческие танкеры.»

Однако есть и другие мнения, которые указывают на системный характер возникшей проблемы. Что в свою очередь означает, что как в этом, так и в других аналогичных случаях  её не так просто будет решить.

А теперь о том, почему данное происшествие следует рассмотреть более внимательно в контексте современной военно-политической обстановки в мире и отнюдь не нулевой возможности прямого военного столкновения между Россией и ее союзниками с одной стороны и США/НАТО с другой.

Критическая зависимость авианосной ударной группы  от одного специализированного штатного крупнотоннажного танкера, который сам по себе является  удобной мишенью для другой стороны, четко указывает на то, что противостоящим США силам вовсе не обязательно концентрировать свои усилия на достижении поражения самого авианесущего корабля. Который, по определению, является самой защищенной целью и именно на его обороне сосредоточено внимание всех остальных кораблей эскадры.

Тем более, что суда обеспечения в боевой обстановке находятся на некотором удалении от основной части походного ордера с целью недопущения помех его боевой деятельности.  А это, в свою очередь, создает дополнительные «окна возможностей» для поражения транспортных судов, как наименее защищенной части соединения ВМС США.

Это тем более перспективно, что, как мы видим в случае данного инцидента, выход из строя единственного топливозаправщика может существенно затруднить операции АУГ, либо сделать их вообще невозможными.

Конечно, было бы неправильно представлять данную ситуации как безвыходную для группы кораблей ВМС США во главе с  авианосцем USS Abraham Lincoln (CVN-72). Однако в том, что подобные ситуации создают дополнительные возможности для оппонентов  нет никаких сомнений. И, следовательно, к ним нужно стремиться как к наименее затратному способу вывода из строя всей АУГ ВМС США.

Тем более, что в обстановке крупномасштабного военного конфликта найти подходящую замену в виде коммерческого танкера, не имеющего, к тому же, специфического заправочного оборудования для прямой передачи топлива в море с корабля на корабль, может оказаться не очень простым делом.

Думаю, что товарищи хуситы, много сил положившие на недавние попытки «загарпунить»  самую крупную цель – авианосец «Теодор Рузвельт»  уже извлекли надлежащие уроки из этого  опыта. И впредь  будут  более рационально подходить к поиску и поражению «ахиллесовых пяток» этой якобы «непобедимой армады».

Юрий Селиванов, специально для News Front