Русские католики против ватиканских либералов

По мнению консерваторов, Римский Папа Франциск продолжает вести Католическую церковь по скользкой дорожке либеральных реформ, включая постепенное внедрение всё большей терпимости к геям*. Однако неожиданно в авангарде борьбы против этих и других «ватиканских новаций» оказались католики русскоязычного пространства — из Восточной Европы и Центральной Азии.

Источник фото: Vatican Media/­Handout via REUTERS

Дэн Браун все переврал

18 лет назад на экраны вышел триллер «Код да Винчи» по одноимённому роману-бестселлеру Дэна Брауна, благодаря чему широкая публика узнала, что в нынешней римо-католической церкви тлеет тайный конфликт. Одна его сторона — епископы-традиционалисты, а другая — либералы, стремящиеся «модернизировать» крупнейшее на земле течение христианства в угоду толерантности.

Правда, в фильме и книге-первоисточнике всё перевёрнуто с ног на голову: Ватикан выставлен ультраконсервативной структурой, которая с помощью своих агентов, членов загадочной организации «Опус Деи», борется с либералами. Последние по сюжету убеждены, будто Иисус был женат и оставил потомство — то есть отвергают Библию и ключевые догматы своего же вероучения.

Реальность, как обычно, оказывается сложнее бульварных блокбастеров. Ни «Опус Деи» (реально существующая католическая организация), ни Орден иезуитов, из которого вышел нынешний Папа Римский Франциск, вовсе не являются консервативными структурами — а ровно наоборот. По мнению католиков-традиционалистов, те последовательно уводят церковь всё дальше от первооснов, заложенных Христом и апостолами — вплоть до насаждения терпимости к запрещённому в России ЛГБТ*.

Так, как рассказал в беседе с нами влиятельный католический епископ из Астаны — Атаназиус Шнайдер, «Орден Иезуитов является одной из сил, внедряющих в церковную жизнь либеральные и модернистские тенденции».

Того же мнения придерживается и российский католический священник Александр Крысов — член Конгрегации Марии Непорочной Царицы (международного объединения католиков-традиционалистов): «Изощренная, выверенная иезуитская методика теперь используется не на благо Церкви, а во вред».

При этом многие неофиты, особенно в странах СНГ, приходят в католицизм под влиянием романтического флёра «готических соборов, рыцарского кодекса чести и культа Красоты» — того, что отличало церковь, да и всю уютную Старую Европу, в «пламенеющее Средневековье».

Однако нынешняя римо-католическая церковь с тех времен настолько модернизировалась, что, по мнению всё тех же консерваторов, превратилась в свою противоположность.

Ужасы либерализма

Нам, живущим в России и не следящим за хитросплетениями ватиканской политики, трудно понять, что вообще происходит с католиками на современном Западе.

Но представьте: вместо золотых куполов в наших церквях появляются причудливые металлические конструкции, иконостасы заменяются «современном искусством» с абстрактной мазнёй, а священник под гитару признаётся с амвона в любви к богу на блатной фене.

Между тем примерно такая «модернизация» начались в католической церкви с шестидесятых годов XX века. Идеологическую базу под «обмирщение» подвёл Второй Ватиканский Собор (1962-65), принявший массу решений, от которых традиционалисты схватились за голову.

Прежде всего, само католическое богослужение подверглось серьезнейшим изменениям: текст изменился и сократился, латынь заменили национальными языками, ну а священник повернулся лицом к пастве — что, как и все новации, объяснялось из лучших побуждений: мол, «будем ближе к людям» — тем самым в буквальном смысле встал спиной к Богу. В мессах стали принимать участие приверженцы других религий, ряженые, танцоры и даже клоуны. Священники косили под «Битлов», играли на гитарах, пели и танцевали.

Сейчас, конечно, до такого либерализма, как в «ревущие шестидесятые», уже не доходят, но процессы либерализации римо-католической церкви не замедлились. Как подчёркивает в беседе с нами епископ Атаназиус:

— Конечно, в решениях Второго Ватиканского Собора нет каких-то ересей; но метод модернистов таков, что они и не произносят откровенную ересь, ведь тогда их подловят и скажут: «ты же еретик!». Поэтому они хитро говорят полуправду или двусмысленность. Высказывание есть, а ты можешь его трактовать и так, и эдак…

Другой наш собеседник, католический священник Александр Крысов, приводит конкретный пример такого рода скользких формулировок:

— Во всех документах церкви до Второго Ватиканского Собора всегда говорилось: «Католическая церковь — это церковь Иисуса Христа». А Второй Ватиканский Собор предложил другую формулировку: «Церковь Иисуса Христа присутствует в католической церкви». Это вроде бы правильно, но позволяет утверждать, что Церковь Иисуса Христа присутствует и где-то еще (даже в стёбно-богохульной «Церкви Летающего Макаронного Монстра» — прим. Ред.).

В целом же отец Александр полагает, что в результате того собора в католической церкви «изменилось буквально все»:

— Это совершенно другая церковь уже. И причем на Втором Ватиканском Соборе этого не скрывали. Ведь вы знаете, что, например, основание церкви отмечается в день Пятидесятницы. А тот же Иоанн XXIII (папа-организатор собора — прим. ред.) прямо говорил, что «нам нужна новая Пятидесятница». То есть нужна новая церковь!

Конечно, такой подход не мог не встретить отпор. Наиболее последовательным критиком Второго Ватиканского Собора являлся архиепископ Марсель Лефевр (1905-1991), который систематически боролся с либеральными веяниями, причем не только в Церкви. На протяжении Собора он много раз пытался изменять наиболее неприемлемые с точки зрения традиции формулировки — но, поняв, что победить модернистов не удается, создал сообщество священников, призванных стать хранителями традиции.

Это общество под названием «Священническое братство Святого Пия X» представлено и в России, где его членов и прихожан именуют лефевристами. Возможно, Дэн Браун писал главных антигероев своего «Кода да Винчи» именно с этих консерваторов — разумеется, выставляя их сущими исчадиями ада.

Ползучая легализация ЛГБТ*

Со Второго Ватиканского Собора уже много воды утекло, но сегодня процессы либерализации и модернизации в римо-католической церкви даже усиливаются. В 2013 году после недолгого понтификата был «добровольно-принудительно» отправлен на покой Папа Бенедикт XVI, считавшийся консерватором. Небывалый случай!

Затем Святой Престол занял Папа Франциск — член Ордена Иезуитов… и «главный либерал» нынешнего Ватикана. Отдельные его высказывания и решения заставляют задуматься, а в какой мере Святой Отец готов следовать Библии, где грех прямо называется грехом, — или же в своём служении он опирается на нечто иное.

Вот наиболее типичные и, самое главное, удивительно последовательные действия нового понтифика. Каждое из них по отдельности можно объяснить «оплошностью» или «сложным контекстом» — но не всё же сразу!

Итак, 2013 год. Папа Франциск заявляет буквально следующее: «Кто я такой, чтобы осуждать геев*?»

2016 год. Официальным документом под названием Amoris Laetitia (апостольское обращение папы на тему семьи — прим. ред.) он фактически ставит под сомнение многовековой церковный запрет на разводы и второбрачие.

2020 год. Понтифик говорит: «Геи* имеют право быть в семье». Тогда же он высказывается в пользу возможности для гомосексуалистов* вступать в гражданские союзы (циничная формулировка: по сути — это не гей-брак*, запрещённый законодательством многих стран; по факту — тот же содомский союз, осуждаемый Библией).

2021 год. Папа Франциск своим документом под названием «Traditionis custodes» восстанавливает ещё одну сомнительную новацию. В 1969-м, вскоре после Второго Ватиканского Собора и явно под его влиянием, Святой Престол фактически поставил крест на служении традиционной, многовековой мессы латинского образца — так называемой «Тридентской мессы». В 2007 этот абсурдный запрет был отменён папой Бенедиктом XVI — но теперь Франциск «отменил отмену». Причём обратите внимание на «троллинг по-иезуитски» — название его письма-инструкции «Traditionis custodes» переводится как «Стражи Традиции».

2023 год. Издается скандальный документ Fiducia supplicans — инструкция о благословлениях… разрешающая священникам благословлять однополые пары* (да, буквально так; текст этого сомнительного наставления доступен в Сети).

Наконец, 2024 год. Папа Франциск в Сингапуре в очередной раз заявляет, что «все религии ведут к Богу». Благородный, экуменический тезис — но на его абсурдность с точки зрения христианского традиционализма мы уже указывали: ведь если все веры хороши, то зачем две тысячи лет назад Христу было принимать смерть на кресте, а его последователям — создавать ещё одну религию?

— Мы должны смотреть дальше: этот понтификат — понтификат Франциска — относительно короткий, и он не вечен. После его завершения Бог даст нам новых Пап Римских, которые будут защищать традицию, — выражает мнение астанинский епископ Атаназиус. — Ведь Церковь является Божьим творением, а не каким-то человеческим предприятием.

Хоть и более осторожно, но против либеральных новаций высказываются и многие российские католики — так, об отказе благословлять гей-пары* заявил в беседе с нами и генеральный викарий Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

А вот их коллеги из Львова — исторического центра Украинской греко-католической церкви — стоят на иных позициях. В Сети можно найти интервью экс-главы УГКЦ Любомира Гузара, где тот утверждает, будто «гомосексуализм* возникает по воле божьей» — откуда недалеко и до утверждения о якобы «богоугодности» греха.

Почему церковное «благословение геев»* — логический абсурд

Итак, пока (!) католики не венчают «содомские союзы», подобно многим протестантским церквям, — но уже благословляют таковые. Вышеупомянутый папский документ Fiducia supplicans, объясняющий, как именно давать подобные благословения, вызвал бурную реакцию в католическом мире.

Епископаты Африки, Белоруссии, Венгрии и ряда других стран, включая Россию, отказались исполнять сие постановление. Недовольство выказало множество клириков, а в русскоязычной католической сфере наиболее последовательным критиком этого документа является казахстанский епископ Атаназиус Шнайдер, которого мы уже цитировали.

— Fiducia supplicans противоречит Закону Божьему, потому что на самом деле это будет благословение греха — официальной, публичной греховной ситуации, — говорит епископ в беседе с нами. — Церковь всегда учила, что благословлять мы можем каждого человека, даже грешника, даже если человек — так называемый гомосексуалист*. Но при понятном условии: если он, имея эту склонность, приходит и говорит: «отец, батюшка, я каюсь, я нахожусь в греховной ситуации, дайте мне благословение, чтобы у меня была сила выйти из неё».

По словам нашего собеседника, Церковь в таком случае всегда давала благословение и раньше, для чего не требовалось какого-либо специального документа. Но одно дело — когда человек, признавая себя грешником, ищет поддержку Церкви, а совсем — другое, когда он приходит и открыто показывает, что жил и продолжает жить в заведомом грехе…

Справедливости ради, Папа Франциск — вероятно, желая «кинуть кость» консерваторам — однажды сделал ремарку: его постановление не следует «понимать как благословение пары, но, скорее, как благословение гомосексуалистов* по отдельности». Впрочем, оппоненты полагают это проявлением всё той же иезуитской казуистики:

— Представьте, как если бы кто-то решил благословить велосипед, а потом сказал: «я благословляю не велосипед, а каждое его колесо», — указывает отец Атаназиус на главное противоречие подобного подхода.

«Толерантные» решения папы Франциска последовательно критикуют и лефевристы. Вот что в беседе с нами сообщил католический священник Виктор Пасичник — единственный на сегодняшний день русский член «Братства Святого Пия X»:

— Наш генеральный настоятель, отец Давид Пальярани, выразил официальную позицию Братства по этому вопросу в пресс-релизе от 19 декабря 2023 года (на следующий день после публикации Ватиканом Fiducia supplicans — прим. ред). В соответствии с ним, Братство считает абсолютно неприемлемым уделять такого рода благословения людям, живущим в публичном грехе. А то, что они приходят для получения благословения парой — и является публичной демонстрацией их греховной связи.

Более того, по мнению нашего собеседника, сам факт создания такого документа является разрывом с католической традицией. «Fiducia supplicans не только утверждает учение, будто священнослужитель может испросить Божье благословение на греховное сожительство, но тем самым фактически утверждает и сами эти греховные связи», — полагает отец Пасичник.

— Процессы, происходящие в католической церкви, действительно, вызывают мрачные чувства, — подводит итог православный религиовед Александр Невеев. — Есть такое библейское выражение «мерзость запустения». Именно оно приходит на ум, когда слышишь рассказы о том, как сегодня на Западе чуть ли не на помойках находят древние католические богослужебные книги.

По словам Невеева, русское православие не признает очень многих римских нововведений и догматов — однако православные искренне сочувствуют братьям во Христе, которые сталкиваются с давлением со стороны ЛГБТ-движения* и ультралибералов. Более того, Россия сегодня на государственном уровне открывает двери для всех, кто, пресытившись западной «свободой», задумывается о защите своей детей от деструктивных влияний.

— И здесь Москва делает сильный ход, выражая готовность принимать зарубежных носителей традиционных ценностей, — говорит религиовед, подчёркивая, что, совсем недавно, в августе 2024 года, Президент России Владимир Путин издал Указ №702, облегчающий переезд на одну седьмую часть суши подобных «идеологических мигрантов» из стран Запада.

Эдуард Чесноков

* «Международное общественное ЛГБТ-движение» признано экстремистским и запрещено на территории РФ решением Верховного Суда от 30.11.2023.