Украину ждет «историческое» повышение налогов

Верховная рада приняла закон об «историческом» повышении налогов. Его цель — привлечь дополнительный ресурс для увеличения военных расходов на 0,5 трлн гривен (свыше $12 млрд).

Источник фото: tcn.ua

Сама история его принятия показывает нарастание проблем с управляемостью украинским государством и изысканием средств на войну. По логике, в условиях военного положения Рада должна работать как отлаженный механизм, быстро штампующий все необходимые решения. И так было ещё год назад, когда она изменяла бюджет для увеличения финансирования армии на $8 млрд по тогдашнему курсу. Между внесением законопроекта в парламент и его утверждением тогда прошло 3,5 недели. Сейчас для подготовки изменений в бюджет потребовалось два месяца, а для принятия обеспечивающего эти изменения закона — более 2,5 месяца. В итоге он был одобрен в весьма изменённом виде.

Правительство планировало за счёт налогов привлечь 138 млрд гривен начиная с сентября (т. е. 34,5 млрд в месяц), что покрывало рост военных расходов чуть более чем на четверть. Остальную часть расходов должны были обеспечить поступления от роста экономики и увеличения внутренних заимствований (ОВГЗ). Но налоги повышаются с 1 октября (задним числом) и принесут поступлений по одним данным — на 30 млрд гривен, по другим — на 38 млрд, по третьим — на 50 млрд. То есть среднемесячный эффект от их повышения окажется в два-три раза меньше, чем планировало правительство.

Тем не менее это крупнейшее в истории Украины повышение налогов именно для граждан. Ведь без изменения осталась главная новация законопроекта — повышение военного сбора с 1,5 до 5% для всех, кроме военнослужащих. Этот сбор платят большинство граждан почти со всех доходов. Освобождены от него лишь непосредственные участники боевых действий и большинство пенсионеров (платят лишь те, чья пенсия втрое превышает минимальную зарплату). Как следует из соцопросов, больше половины работодателей не смогут поднять зарплату своим сотрудникам, чтобы компенсировать потерю дохода вследствие повышения военного сбора. Да, сокращение на 3,5% может показаться небольшим, однако многим украинцам приходится сейчас считать каждую копейку.

Эти нововведения делают вроде бы выгодным для граждан расширение практики выплаты зарплат в конвертах. Но здесь есть нюанс: получающие высокую официальную зарплату могут избежать мобилизации благодаря так называемому экономическому бронированию — по сути, легальному откупу от армии. Критерии такого бронирования не определены. Но упомянутый налоговый закон переводит отчётность по налогу на доход физлиц с ежеквартальной на ежемесячную, при этом Минфин пояснил, что это нужно как раз для такого бронирования. Впрочем, допускаю, что такой анонс сделан как раз для того, чтобы доходы не уходили в тень, а экономическое бронирование так и не введут, тем более что Зеленский на днях распереживался, что в стране 1,5 млн официально забронированных.

Но вернёмся к увеличению налогов. Как видим, оно очень незначительно поможет Киеву с повышением военных расходов, большую часть которых, по моим расчётам, придётся направить на погашение долгов за уже закупленные материалы для армии. Значит, Украине придётся гораздо больше рассчитывать на кредиты. В сентябре она выпустила ОВГЗ в 2,5 раза больше, чем в августе, — на $1,8 млрд, в октябре — уже на $1 млрд. При этом по гривневым бумагам процент очень большой (15—17% годовых). Но не стоит говорить, что Киев быстро сваливается в долговую яму, которая приведёт к общему кризису. Ведь благодаря большим траншам помощи и кредитам со стороны западных стран у Украины уникально большие золотовалютные резервы. Около $50 млрд. Плюс Еврокомиссия уже объявила, что предоставит Киеву в 2024—2025 годах $38,5 млрд под проценты с замороженных активов ЦБ России. Этот кредит может заблокировать Венгрия. Если этот кредит Украина не получит и продолжит войну, то она начнёт проедать свои резервы. Тем не менее на год их хватит.

Олег Царев,RT