В Стамбуле 18 октября состоится третье заседание платформы «3+3» по Южному Кавказу на уровне глав МИД России, Турции, Азербайджана, Армении и Ирана. Если судить по анонсу этого мероприятия, озвученного министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом, представитель Грузии в нем участвовать не будет
Источник фото: ria.ru
Вообще идея создания такой платформы принадлежит Турции, которая таким образом предлагала создать в регионе систему безопасности без участия внерегиональных игроков и на этой основе начать более интенсивное и разноплановое сотрудничество стран региона. Это было новое качество не только в турецкой, но иранской внешней политике, которые таким образом получили реальные шансы закрепить в дипломатическом обрамлении статус региональных кавказских держав, приглушить прежние эскалационные войны и не допустить появление новых. Напомним, что 10 декабря 2021 года в Москве прошло первое заседание консультативной региональной платформы на уровне заместителей министров иностранных дел пяти стран. Последнее заседание на уровне глав МИД прошло в Тегеране в октябре 2023 года .
Уже сам факт того, что формат «3+3» продолжает функционировать пускай на уровне консультативной группы является позитивным дипломатическим явлениям, потенциально способным объединить страны для обсуждения региональной повестки. Это особенно бросается в глаза на фоне провала деятельности Минской группы ОБСЕ в урегулировании карабахского конфликта. Но пока в ситуации остаются нюансы реликтового свойства. Так Грузия изначально под давлением Запада не стремился быть вовлеченным в региональный формат. Но в контексте потенциальной нормализации в отношениях между Тбилиси и Москвой позиция Грузии может быть изменена. Поэтому фактически, современная инициатива — это «3+2».
После победоносной для Азербайджана второй карабахской войны остается открытым вопрос о подписании мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Стороны официально декларировали, что после марафона дискуссий на разных переговорных площадках намерены дальше вести процесс без вовлечения посредников. Но в реальности Армения ведет на этом направлении активный диалог с Западом, что создает впечатление, что для нее формат «3+3» является запасной площадкой. В Ереване есть силы, которые считают, что можно использовать Турцию как члена западного альянса в своих интересах в качестве инструментария косвенного влияния в этом формате и на такой основе выстраивать отношения с Баку. Но его позиции выглядят сильнее на региональном уровне в силу выстраивания им эффективного диалога с Анкарой и с Москвой.
Что касается Ирана, то он активно маневрирует в регионе, пытаясь удерживаться на стыке интересов как России и Турции, так и Азербайджана и Армении. Правда, в связи с появлением в Тегеране нового правительства, декларирующего намерения навести « мосты» с Западом, теоретически появляются возможности сыграть и на западном тренде Армении, хотя Тегерана против активного присутствие США и ЕС в регионе. Все это, конечно, сказывается на перспективах продвижения объединительной повестки в вариантах выстраивания коммуникационных коридоров и экономического взаимодействия, хотя все более вырисовываются перспективы регионального формата в противовес географически отдаленному европейскому вектору. Но пока срабатывает больше политический фактор, что, кстати, отражается и на возможностях подключения так называемого «Зангезурского коридора» как логистической инфраструктуры, связывающей Азербайджан с Нахичеванью и с Турцией через территорию Армении.
Одним словом, участники формата«3+3» хорошо знают региональную повестку, но продолжаются поиски условий и механизмов для ее реализации. Ясно и то, что будущее формата связано и с формирующейся международной глобальной конъюнктуры, затрагивающей чувствительные проблемы региона, что требует тонкой дипломатической работы. Все это должны продемонстрировать главы МИД в формате «3+3» в Стамбуле, если они действительно намерены продвигать инициативы по развитию региона вне зависимости от политических, идеологических и даже внешнеполитических приоритетов.
Станислав Тарасов, ИА REX