Как сообщило в среду AP со ссылкой на дипломатов альянса, «границы Украины должны быть чётко демаркированы, прежде чем она получит возможность вступить в альянс, чтобы было понятно, при каких условиях будет действовать Пятая статья Устава НАТО о коллективной обороне».
Источник фото: Yevhen Kotenko/ Keystone Press Agency/ Global Look Press
Такие утверждения показывают, что в НАТО ищут дополнительные поводы, чтобы отказывать Украине, произвольно обходясь с собственным опытом.
Так, в 2004 году в НАТО были приняты Латвия, Эстония и Словения, а в 2009-м — Хорватия, которые не имели демаркации границы со своими не входящими в НАТО соседями. С прибалтийскими странами проблема заключалась в том, что и Рига, и Таллин не хотели признавать утрату территорий, которыми владели в 1919—1940 годах, но, став советскими республиками, передали РСФСР. С Латвией договор о границе в итоге заключили в 2007-м, но демаркация — обозначение границы на местности — завершилась через десять лет, когда были установлены 648 пограничных знаков и был подписан подробный документ об их расположении. С Эстонией же договор о границе, подписанный в 2014-м, не ратифицирован обеими сторонами. При этом также в 2014-м Эстония стала демаркировать границу, но как «временную контрольную зону», на что МИД России указал: «В соответствии с международно-правовыми нормами демаркация госграницы, осуществлённая в одностороннем порядке, не имеет юридического значения для сопредельного государства». Также в 2004 году в НАТО приняли Словению, у которой и сейчас не урегулирован пограничный спор с Хорватией из-за участка вблизи адриатического побережья. Хорватии же вступить в НАТО в 2009-м не помешал ни этот спор, ни спор с Сербией. Там граница не демаркирована, так как не определена по Дунаю.
Если же мы возьмём более давнюю историю, то территории ГДР и ФРГ были де-факто чётко разграничены властями СССР и стран Запада, но юридически это не было демаркированной границей, так как ФРГ долго не признавала ГДР вообще, но это не помешало ей вступить в НАТО в 1955-м.
Что же касается Украины, то на участках, совпадавших с госграницей СССР, демаркацию провели в советское время. Демаркация границы с Молдавией, по утверждению Киева, была близка к завершению ещё в начале 2018 года. Демаркацию границы с Белоруссией обе стороны планировали совершить за 2014—2026 годы, но летом 2021-го украинская погранслужба сообщила, что она завершена везде, кроме акватории рек Днепр и Сож.
С Россией Киев договорился о демаркации в 2010 году. Согласованная установка пограничных знаков началась с ноября 2012-го, но «майданный» переворот прервал этот процесс. Украина с 2014-го проводила одностороннюю демаркацию, которая, как я писал выше, юридически ничтожна.
В нынешних же реалиях официальная демаркация границы Украины и России могла бы стать только следствием признания Киевом перехода к России части территории, принадлежавшей Украине и до марта 2014-го, то есть начиная с Крымского полуострова. Но на практике договорённость о такой границе связана и с выполнением другого российского ключевого условия — о нейтралитете Украины. И пока довольно трудно поверить, что Запад готов давить на Киев не просто для замораживания конфликта, а для официального отказа Киева от территорий, надеясь, что Россия согласится с украинским вступлением в НАТО.
А то, что дипломаты сейчас говорят о демаркации, — просто поиск поводов отказывать Киеву в приглашении в НАТО. Причём поиск, обусловленный силой России в настоящий момент. Окажись Россия слабой, о демаркации не будут вспоминать, как это и было раньше.
Олег Царёв, RT