Между активизмом и изоляционизмом: чего ожидать от ближневосточной политики Трампа?

Научно-исследовательский институт внешней политики Foreign Policy Research Institute представил анализ перспектив развития событий на Ближнем Востоке при президенте Трампе

Иллюстрация: ИА REX

Соединенные Штаты давно стремятся сократить свое участие на Ближнем Востоке. Однако надвигающаяся угроза региональной войны, возможности, открывающиеся благодаря Авраамским соглашениям и ослаблению влияния Ирана, а также растущая конкуренция между США и Китаем, вероятно, подтолкнут Вашингтон к активным действиям.

США-Израиль-Иран. Пока Б. Нетаньяху приветствует возвращение Трампа в Белый дом, Тегеран относится к этому с глубокой настороженностью. Многое в отношениях между США, Израилем и Ираном зависит от того, в каком направлении будет развиваться иранская ядерная программа и будет ли Иран готов вести переговоры с администрацией Трампа. Трамп неоднократно давал понять, что не стремится к смене режима в Тегеране и что ему нужно соглашение по иранской ядерной программе. Иранские официальные лица стремятся избежать возможной войны с США или Израилем и избавиться от санкций. Вице-президент Ирана по стратегическим вопросам Дж.Зариф, основной сторонник бывшей ядерной сделки по Совместному всеобъемлющему плану действий (JCPOA) со стороны Ирана, заявил, что Тегеран вступит в переговоры с Трампом, если к нему будут относиться «с уважением».

Иран. Сделка с Вашингтоном по 12 пунктам может показаться Ирану актом капитуляции, не гарантируя при этом выживание режима. Однако отказ от сделки создаст серьезные риски для усиления израильских и даже американских атак, особенно с учетом того, что его противовоздушная оборона сейчас сильно ослаблена. Иранский режим оказался «между молотом и наковальней».

Авраамские соглашения 2.0. Эти соглашения, установившие дипломатические связи между Израилем и ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом, несомненно, стали самым значительным внешнеполитическим достижением и наследием первой администрации Трампа. Однако остаются значительные препятствия. Продолжающиеся военные операции Израиля и его нежелание пока согласиться на новую формулу управления палестинскими районами в Газе или на создание Палестинского государства могут помешать достижению израильско-саудовского соглашения. Без значимого признания палестинцев и без роли стран Персидского залива и Египта в поддержке будущего Газы и других палестинских территорий перспективы расширения Авраамских соглашений или израильско-саудовского соглашения столкнутся с серьезными проблемами.

Саудовская Аравия. Учитывая лидирующую роль Саудовской Аравии в арабском и исламском мире, королевство не может позволить отказаться от палестинского кейса. При администрации Трампа заключение сделки более вероятно, если к ней подойти стратегически. Личный стиль дипломатии Трампа и прочные связи с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом могут помочь в этом процессе.

Сирия. Союзник Трампа Р. Ф. Кеннеди-младший недавно заявил, что избранный президент хочет вывести оставшиеся американские войска из Сирии, чтобы они не стали «пушечным мясом» в случае регионального конфликта между режимом Асада и Турцией. Хотя шансы на тотальную войну между Асадом и Турцией минимальны, вывод американских войск, скорее всего, приведет к дальнейшей нестабильности в Сирии и повлечет за собой утрату США важнейших рычагов влияния как в Сирии, так и в регионе в целом. Военное присутствие США в Сирии невелико, но оно ограничивает региональные экспансионистские усилия Ирана. Вывод войск спровоцирует ожесточенную борьбу различных местных и региональных соперников за контроль над территорией Сирии, посеет хаос и может привести к побегу сотен, если не тысяч, пленных боевиков ИГИЛ и членов их радикально настроенных семей из тюрем и лагерей.

Ирак. США и Ирак по-прежнему связывают непростые отношения. Растущее доминирование проиранских групп в государственных институтах Багдада еще больше обострило эти отношения. Группировки, входящие не только в официальные иракские органы безопасности и политические институты, но и в т.н. «Ось сопротивления», возглавляемую Ираном, продолжают нападать на американские войска в Ираке и Сирии в рамках более широкой стратегии Ирана по подрыву влияния США в регионе. Это поставило Ирак и США в тупиковую ситуацию, когда они не являются ни настоящими союзниками, ни противниками, несмотря на Стратегическое рамочное соглашение, подписанное ими в 2008 г. В Ираке размещено около 2,5 тыс. американских военнослужащих, которые консультируют иракские силы безопасности, выполняя миссию по обеспечению сдерживания ИГИЛ*. Значение Ирака возросло на фоне недавнего регионального конфликта после терактов 7 октября 2023 г. Эти действия противоречат официальной позиции Ирака, который стремится избежать вовлечения в конфликт.

Вывод американских войск из Ирака? Недавно официальные лица Ирака и США достигли соглашения о выводе американских войск из Ирака к концу 2026 г., при этом небольшой контингент останется в Курдистане в последний год действия этого соглашения для поддержки миссии в соседней Сирии. Это соглашение ожидает окончательного одобрения со стороны правительства США. Для Ирака приоритетом выступает вывод американских войск. Трамп может вывести американские войска из Ирака либо досрочно, либо в соответствии с намеченным планом. Или же, в зависимости от хода региональных событий и «поведения» Ирака в контексте продолжающегося ирано-израильского конфликта, Трамп может принять решение оставить войска в Ираке.

Автор приходит к выводу, что не стоит исключать сохранения изоляционистских тенденций во внешней политике новой администрации США, отчасти обусловленные нежеланием самого Трампа развертывать войска и осуществлять иностранные интервенции. Победа Трампа изменит динамику региональной конкуренции в пользу Израиля и стран Персидского залива и поставит Иран в невыгодное положение.

*террористическая организация, запрещенная в РФ

Институт мировой военной экономики и стратегии