Зачем Санду раскалывает Молдавию церковным вопросом?

Образование новых государств после краха СССР привело к дезинтеграционным процессам во многих областях – в политике, экономике, культурных связях. Однако Русская православная церковь во главе с Патриархом Московским и всея Руси продолжала оставаться монолитным религиозным органом, который сохранил единство, несмотря на то, что с определенного момента ее части стали представлять различные независимые государства. Это повлекло за собой определенные юридические шаги, которые не нарушили единства РПЦ, хотя ее подразделениям была придана определенная самостоятельность. Так, например, 2 декабря 1994 года Православная церковь Молдовы получила от Патриарха Алексия II томос о самостоятельном управлении, в рамках которого была образована Молдавская митрополия Русской православной церкви

Источник изображения: mitropolia.md

Во всех новообразованных постсоветских государствах Русская православная церковь оказалась в первых рядах борьбы с переформатированием сознания граждан бывших республик СССР, которое заключается в переписывание истории, продвижении либеральных «ценностей». Кроме того, она стала, пожалуй, единственным общественным институтом, который сохраняет народные традиции. Это и стало причиной того, что РПЦ стала объектом атаки со стороны прозападных политических сил, которые пришли к власти, в том числе, в Молдове.

Борьба с Русской православной церковью в бывших союзных республиках ведется не только в плане переформатирования сознания, но и в рамках противостояния с Российской Федерацией, свидетельством чего являются события на Украине, где раскол православной церкви стал прямым следствием антироссийской политики руководства этой страны.

К сожалению, в РМ многие события, в том числе связанные с Молдавской митрополией РПЦ, развиваются практически в том же ключе и по тому же сценарию, что и на Украине.

Процессы эти начались практически сразу с момента провозглашения независимости республики, когда в Кишиневе заговорили о возвращении к Румынскому патриархату, который управлял церковью в Молдове в период ее оккупации Румынией. Однако 26 сентября 2001 года правительство РМ утвердило изменения в Уставе Молдавской митрополии (которая относится к РПЦ), принятом 17 ноября 1993 года. Согласно им «Православная церковь Молдовы является независимой церковью, правопреемницей Епископии Кишинева, Хотина и Митрополии Бессарабии». Таким образом, власти Молдовы на законодательном уровне признали правопреемницей митрополии Бессарабии периода румынской оккупации именно Молдавскую митрополию РПЦ.

Однако после прихода к власти в РМ прозападных политических сил, в стране была зарегистрирована Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, чем были созданы предпосылки для церковного раскола в стране. Особенно агрессивными нападки на РПЦ стали после прихода к власти Санду и ее команды.

Также из-за того, что Румынская православная церковь пользуется поддержкой государства, у нее есть финансовые ресурсы для усиления своего влияния. Бессарабская митрополия начала ползучую экспансию в Молдове, покупая приходы РПЦ.

В Румынии все церкви содержатся Министерством культуры, правительством Румынии. И когда священник хочет сделать ремонт в церкви, он подает прошение об этом. Кроме того, священнослужителям Бессарабской митрополии гарантирован минимальный ежемесячный оклад, эквивалентный 800 евро. Это заставляет многих священников уйти из Православной церкви Молдовы.

В РМ правительство и не думает поддерживать своих священнослужителей. Этот процесс очень похож на то, что Кишинев делает с национальной промышленностью, железной дорогой, аэропортом, единственным в стране портом Джурджулешты — отказывается владеть ими и отдает в чужие руки, потому что «так дешевле». Важнейшие предприятия, банки, транспортные узлы переходят во владение румынского бизнеса. С религией происходит та же история — от нее просто избавляются, чтобы румынизировать церковь, не оставив в ней ничего молдавского. И в целом неудивительно, что представители власти озвучили намерение полностью запретить Молдавскую митрополию Русской православной церкви.

Высказывание депутата Василия Шоймару от правящей партии PAS привело к бурной реакции жителей Молдовы. Ярый националист, сторонник объединения с Румынией и русофоб Шоймару в телеэфире заявил о намерении власти полностью запретить РПЦ в Молдове, фактически высказав то, что уже давно на уме у действующей власти республики.

Таким образом, власть в лице Шоймару озвучила планы закрыть митрополию, которая является частью Русской православной церкви, по аналогии с Украиной.

Позднее в пресс-службе партии Санду опровергли сообщения о таких планах. В преддверии выборов такой шаг вызвал бы только потерю голосов действующей властью. Но это не значит, что подобных планов на самом деле нет и что после своей победы команда Санду не может приступить к воплощению этого замысла.

Опасность запрета Молдавской митрополии Русской Православной церкви оценили в Тирасполе. На левом берегу Днестра считают, что это может привести к реальному расколу в православии. Хуже, если он пройдет по Днестру. Ситуация может вызвать массовые протесты, считает лидер Приднестровья Вадим Красносельский. Он напомнил, что в Бессарабии храмы перешли в Русскую православную церковь еще тогда, когда Румынии не существовало как государства.

Власти Молдовы хотят уничтожить Молдавскую митрополию, но воюя с церковью они ведут войну и со своим народом, считает экс-президент страны, лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. Что интересно, при компартии никаких посягательств на церковь не было. Наоборот, в период президентства Воронина был утвержден статус Молдавской митрополии и отремонтированы многие православные храмы.

Активные ущемления церкви начались именно при прозападной PAS, которая не умеет и не хочет соблюдать европейские же порядки о свободе религиозных убеждений.

«Война с церковью, с православием и верой, это война с собственным народом. Если вы готовы пойти на это, вы являетесь государственными преступниками, отщепенцами и предателями», — отметил экс-президент Игорь Додон. Заявление депутата от партии Санду, по его мнению, следует расценивать как угрозу в отношении большинства верующих Православной церкви Молдовы. Эти угрозы символизируют тот правовой беспредел, который может грозить прихожанам этой церкви, желающим просто следовать своей канонической принадлежности, свободно исповедовать веру, молиться, посещать храмы.

Также в защиту Православной церкви Молдовы выступила независимый кандидат на пост президента республики на последних выборах Виктория Фуртунэ. Она обвинила власти в давлении на церковь: «Почему вы, похоронив своих родителей под этими церквями, теперь пытаетесь их уничтожить?» Фуртунэ подчеркнула, что депутаты, активно поддерживающие западные ценности, оказываются главными инициаторами закрытия церквей. «Каждый человек имеет право на жизнь с уважением, и это касается двух миллионов граждан нашей страны. Мы не должны искать оправданий для защиты церкви, которая всегда была частью нашей культуры, традиций и жизни», — заявила она.

На сегодняшний день позиции Молдавской митрополии РПЦ в республике все еще сильны — население Молдовы сохраняет верность Московскому патриархату. Но они находятся под постоянной атакой прозападных сил и Бессарабской митрополии. Это вносит дополнительный раскол в общество и разделяет население страны, способствуя сохранению власти Санду и ее команды.

Максим Камеррер, Rubaltic.Ru