При этом нет оснований избегать переговоров с новой администрацией США с целью доведения позиции Москвы
Источник фото: fondsk.ru
Назначение Кэллога спецпредставителем Трампа по Украине дало основания повнимательнее присмотреться к его предложениям по выходу из украинского кризиса, которые, скорее всего, лягут в основу официального плана США. Апрельские предложения Кэллога обрастают новыми дополнениями, обобщив которые можно восстановить т. н. план Кэллога и оценить, насколько он отвечает интересам безопасности России в целом и задачам СВО в частности.
План Кэллога предполагает: установление режима прекращения огня по линии фронта, исходя из ситуации на поле боя на момент переговоров; отказ Киева от намерений вернуть освобождённые Русской армией территории военным путем, при этом Киев может юридически не отказываться от этих территорий; вступление Украины в НАТО откладывается на длительный срок (возможно, на 10 лет) в обмен на гарантии безопасности для неё.
В числе таких гарантий – демилитаризованная зона вдоль линии фронта, ввод некоего миротворческого контингента для разделения сторон и получение масштабной американской военной помощи для перевооружения ВФУ. Последнее – при условии, что Киев согласится участвовать в переговорах.
Согласно плану Кэллога, санкции против РФ постепенно будут отменяться, а отношения РФ с США нормализовываться по мере выполнения пунктов плана и при условии заключения мирных соглашений, приемлемых для Украины. Восстановление Украины будет профинансировано за счёт пошлин на экспорт российских энергоносителей.
Просроченный Зеленский на минувшей неделе также подал голос, противореча, казалось бы, идее Кэллога об отсрочке вопроса о членстве Украины в НАТО. Клоун впервые согласился на заморозку войны с Россией без возвращения потерянных территорий при условии, что НАТО пригласит Украину в альянс и предоставит гарантии безопасности для подконтрольной Киеву территории в соответствии со ст. 5 Североатлантического договора. Данное уточнение понадобилось, чтобы не сложилось впечатление, что Киев готов юридически отказаться от потерянных территорий.
В целом Кэллог считает, что одна из основных ошибок администрации Байдена – «игнорирование интересов России при рассмотрении возможности вступления Украины в НАТО». Но и у Кэллога плохо получилось учесть интересы России, хотя есть и обнадёживающие моменты.
Во-первых, согласие США на контроль России над освобождёнными русскими землями Украины, да ещё и без юридического признания Киевом их российской принадлежности выглядит комично, так же как, например, согласие с восходом солнца. Пребывание бывших территорий Украины в составе РФ никак не зависит от согласия кого бы то ни было и не может считаться уступкой Запада России.
Во-вторых, центральным пунктом плана Келлога является предложение Киеву обменять прекращение войны и территориальные уступки России на американское вооружение ВФУ, а это ничего принципиально не меняет в ситуации угроз для России. Если Киев до сих пор неофициально согласен с формулой «членство в НАТО в обмен на землю», что Зеленский недавно подтвердил, то Кэллог фактически подменяет её всего лишь более ослабленной формулой «укрепление ВФУ в обмен на землю».
Военная помощь США, включая поставки летального американского вооружения, и фактическая активная интеграция ВФУ в НАТО была и до СВО, когда о формальном членстве Украины речь не шла. Киевский режим, вооружённый и подготовленный НАТО, в ситуации территориальных претензий к России (на Крым) и атак на независимые ДНР и ЛНР представлял собой серьёзную угрозу безопасности нашей страны. На фоне саботажа «Минска-2» активное вооружение киевского режима создавало угрозу внезапного вторжения в РФ и/или в союзные донбасские республики.
Поэтому, в-третьих, если план Келлога будет реализован, ситуация для России, по сути, вернётся к той, что существовала на момент СВО и послужила её причиной – формальное членство Украины в НАТО отложено, а киевский режим активно вооружается и восстанавливает боеспособную армию с помощью США и НАТО по натовским стандартам, фактически интегрируясь в альянс; на своих восточных границах имеет территориальные претензии к России, не признаёт новые границы и выжидает момент, когда эти претензии можно реализовать.
Над Россией, таким образом, будет постоянно висеть угроза военного вторжения, так же как она висела над ДНР/ЛНР и Россией (из-за Крыма) до 24.02.2022 г., которую пришлось решать упреждением в виде СВО.
В-четвёртых, хотя достоверность пункта по вводу на линию разграничения европейских войск у Трампа не подтверждали, в Лондоне и Париже уже рассматривают возможность размещения своих войск на Украине в случае договоренностей о прекращении огня. Т. е. вдобавок к неформальной интеграции Украины в НАТО Россия в случае согласия получает у себя на границе войска НАТО.
Алексей Сумский, ФСК