«Почему франко-германский двигатель, приводивший в движение ЕС, сейчас почти вышел из строя», – под таким пессимистическим заголовком британская газета Guardian попыталась в опубликованной на днях статье, разобраться с тем, что происходит сейчас с экономикой Евросоюза. Причем «вышел из строя» газета так и написала по-немецки – kaput.
Источник фото: report.az
Поначалу газета ударяется в исторические реминисценции, напоминая сказанные четверть века назад слова бывшего президента Франции Жака Ширака: «Когда Франция и Германия продвигаются, вся Европа продвигается. Когда они этого не делают, она останавливается. Так что же Ширак, умерший в 2019 году, сказал бы о нынешнем состоянии знаменитого франко-германского «двигателя», который с момента создания блока питал большую часть послевоенного европейского проекта? Он выглядит не столько шатким, сколько полностью развалившимся», – замечает газета.
И доказательство тому – налицо. Дефицит государственного сектора Франции в этом году может превысить 6,1% ВВП, что более чем вдвое превышает лимит еврозоны; государственный долг составляет 110% ВВП и продолжает расти; а рынки облигаций в этом месяце оценили Францию как чуть менее кредитоспособную, чем Грецию.
В Германии раздробленная левоцентристская коалиция, находившаяся у власти в течение последних трех лет, в прошлом месяце рухнула под тяжестью собственных идеологических противоречий и давлением многочисленных кризисов…
Кто бы ни стал канцлером после выборов 23 февраля, ему придется иметь дело с крупнейшей экономикой Европы, которая демонстрирует наихудшие показатели в плане производительности, высокой стоимости энергии и рабочей силы, а также с бюрократией, разваливающейся инфраструктурой и медленным развитием цифровых технологий.
Замедление в отношениях с ключевым торговым партнером Китаем также нанесло удар по немецкому экспорту, традиционно сильному игроку, в то время как важнейшая автомобильная промышленность медленно разрабатывает привлекательные электромобили и теперь сталкивается с угрозой введения высоких пошлин США при Дональде Трампе, который займет свой пост в Белом доме в январе.
Поскольку Франция не сможет провести новые парламентские выборы до июля, а в Германии после вотума недоверия правительству канцлера Олафа Шольца грозят досрочные выборы, политическая нестабильность в верхах двух самых влиятельных стран ЕС неизбежно затруднит принятие решений в экономике ЕС.
«Париж и Берлин рассматриваются как основная ось власти ЕС, определяющая политику и основные контуры его повестки дня. Поскольку обе столицы неспособны принимать важные политические решения из-за отсутствия сильных, стабильных правительств, блоку грозят месяцы увязнуть в болоте», – констатирует Guardian.
Параллельные экономические и фискальные проблемы двух держав также будут тяжким бременем ложиться на ЕС. Некоторые аналитики полагают, что две крупнейшие экономики блока, составляющие 41% от всего ВВП 27 стран-членов ЕС, в 2025 году сократятся экономически.
Хуже времени для этого не придумаешь, поскольку при втором президентстве Трампа Европа сталкивается с возвращением политики «Америка прежде всего». Не так уж и сложно понять, как это произошло. Однако не так-то просто понять, как Франция и Германия могли бы вытащить себя из своих текущих политических и экономических спиралей гибели.
«Нынешняя экономическая модель Германии, в которой поставки дешевого ископаемого топлива и производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания играют центральную роль, кажется устаревшей, но политики редко осмеливаются говорить об этом открыто», – сказал Кай Арцхаймер, политолог из Университета Майнца. – Я по меньшей мере скептически отношусь к тому, что в ближайшем будущем нас ждет настоящий новый старт».
Если новому правительству Германии не удастся быстро переломить ситуацию, больше всего от этого выиграет антимигрантская правая партия «Альтернатива для Германии», особенно поддерживаемая избирателями с востока страны.
Урсула Мюнх, директор аналитического центра Академии политического образования в Баварии, заявила, что «ожидания электората, корпораций и СМИ очень высоки – слишком высоки», учитывая многолетнее уклонение от решения острых структурных проблем, поскольку Германия отстает. «Это перегрузит любое правительство».
Немецкая экономика приближается к «точке невозврата», учитывая текущие показатели, отмечает американское агентство Bloomberg со ссылкой на аналитиков. Экономика Германии, пишет оно, уже пять лет находится в состоянии стагнации, и власти не могут изменить положение дел: сейчас ее размер на 5% меньше, чем мог бы быть, если бы сохранилась тенденция роста, существовавшая до пандемии коронавируса.
В основном падение ВВП связано с энергетическим кризисом и ситуацией с экспортом, пишет Bloomberg. По его оценке, большую часть дефицита будет трудно покрыть из-за таких потрясений, как потеря дешевых энергоносителей из России и неспособности ключевых игроков автомобильного рынка – Volkswagen и Mercedes-Benz Group – догнать китайских автопроизводителей.
В результате экономического спада каждое немецкое домохозяйство теряет примерно €2,5 тыс. в год, следует из подсчетов Bloomberg.
«Германия не рухнет в одночасье. Вот что делает этот сценарий таким абсолютно душераздирающе ужасающим», – сказала Bloomberg Эми Уэбб, основатель и генеральный директор Future Today Institute, консультирующего немецкие компании по вопросам стратегии. «Это очень медленный, очень затяжной спад. Не компании, не города, а всей страны, утягивающей Европу за собой», – полагает она.
В не менее тяжелом положении находится другой «мотор» экономики ЕС – Франция. Как считают обозреватели, страна переживает самый тяжелый период политической нестабильности со времен Второй мировой войны и это во многом обусловлено решением президента Эммануэля Макрона распустить парламент после того, как его центристские силы потерпели сокрушительное поражение от крайне правого «Национального объединения» Марин Ле Пен на европейских выборах этой весной.
На парламентских выборах наибольшее количество мест получил «Новый народный фронт», коалиция левых партий, от традиционной Социалистической партии до радикально-левой партии «Непокоренная Франция», возглавляемая Жаном-Люком Меланшоном. Альянс Макрона был отброшен на второе место, а «Национальное объединение» Марин Ле Пен (хотя она и стала крупнейшей партией) заняла третье место. Парламент был разделен на три примерно равных и противостоящих друг другу блока, ни один из которых не имеет большинства. В результате этого правительство Мишеля Барнье просуществовало недолго и Макрон назначил другого премьера. Но и его уже собираются свергнуть оппоненты. Словом, политический хаос в стране налицо.
Марио Драги, в прошлом итальянский премьер и президент Европейского центрального банка, недавно подготовил для Европейской комиссии доклад о будущем европейской конкурентоспособности. Содержание доклада он сам прокомментировал так: «Если Европейский Союз в ускоренных темпах не соберется с силами, не изменит радикально правила своего функционирования, не решится на большие инвестиции, не повысит производительность и не восстановит экономический рост, то не устоит в условиях мировой конкуренции, и его ждет упадок со всеми последствиями для ее благополучия и даже существования».
В своем докладе Драги дал 170 рекомендаций, чтобы этого избежать, но по всей Европе царит скепсис и сомнения, будут ли приняты эти рекомендованные меры. Так, предложение о совместном финансировании инвестиций в поддержку развития Европейского Союза в размере 800 миллиардов евро в год немедленно отверг немецкий канцлер Олаф Шольц.
Ничего удивительного в этом нет, комментирует чешская газета Lidovky. «После его прихода к власти в 2021 году, – пишет издание, – самая сильная экономика Европейского Союза не сумела показать устойчивого роста на протяжении хотя бы двух кварталов подряд. А агентство Fitch недавно снизило экономический рейтинг Франции, включив ее в категорию стран с негативными перспективами».
В чем же причина? По мнению обозревателя Lidovky, «далеко позади Европейский Союз оставили США и Китай, которые развивают технологии нового поколения. Зеленая повестка, которая должна была стать флагманом ЕС, натолкнулась на экономическую реальность и вызывает растущее сопротивление у избирателей, что приводит к подъему ультраправых политических сил по всей Европе. Стоит добавить, что просто потрясает, насколько провальная идея с электромобилями топит европейский автопром».
Ситуацию усугубляет тот факт, что в этот труднейшей для локомотивов экономики ЕС момент у руководства ее ведущих стран оказались неадекватные лидеры. «Очевидна слабость европейских лидеров. Олаф Шольц в Германии, Эммануэль Макрон во Франции, Педро Санчес в Испании или Дональд Туск в Польше правят с помощью хрупких коалиций, – делает вывод Lidovky. – Лидеров беспокоит растущая популярность ультраправых и левых сил, и они не хотят тратить политический капитал на «европейские приоритеты» или призывать избирателей «затянуть пояса». А ведь это все равно придется делать, чтобы предотвратить экономическую катастрофу».
Словом, действительно, «капут» – самое подходящее слово для определения состояния экономик ведущих стран ЕС в настоящее время.
Николай Петров, Столетие