Избранный президент США Дональд Трамп обратил внимание на одну из важнейших глобальных транспортных артерий — Панамский канал, пригрозив восстановить контроль над ним. Само заявление Трампа можно воспринимать как послание сразу двум адресатам — Панаме и Китаю. В случае Панамы речь идет о завышении ею тарифов за проход американских судов. В случае Китая Трамп считает недопустимым, чтобы канал попал в «неправильные руки» и оказался «под влиянием» Пекина
Источник изображения: life.ru
Поводов для беспокойства у Вашингтона хватает: согласно данным Совета по международным отношениям, китайские государственные компании владеют акциями примерно в 100 портах в 64 странах мира, на всех океанах и континентах, за исключением Антарктиды, и останавливаться на достигнутом в Пекине явно не намерены.
При этом территориальные притязания со стороны республиканца звучат не впервой. За текущий месяц он также озвучил прямые претензии на Канаду, которая, по его мнению, могла бы войти в состав США в качестве 51-го штата, и крупнейший по площади остров в мире — Гренландию, выступив с предложением о его покупке у Дании.
По сути, комментарии Трампа стали ярким примером того, как в постколониальную эпоху американский лидер горазд угрожать, что может заставить суверенную страну передать свою территорию или ее часть под управление Соединенных Штатов.
Послания Дональда Трампа о возможном «возвращении» Панамского канала под юрисдикцию США обретают определенную логику, если взглянуть на складывающуюся мировую обстановку глазами американцев. В условиях разворачивающегося противостояния с Китаем, которое должно усилиться с приходом к власти Трампа, для США становится жизненно необходимым обеспечить контроль над важнейшими водными артериями.
Сейчас Соединенные Штаты не чувствуют себя комфортно ни в Панаме, ни в Северном Ледовитом океане, ни тем более в Красном море, где ракеты хуситов представляют непосредственную угрозу для коммерческих судов и кораблей ВМС США.
Более того, ценность Панамского канала для Вашингтона не просто высока, он носит стратегически важный для него характер — как по экономическим, так и военно-стратегическим соображениям. Данная водная артерия играет значительную роль в развитии мировой и американской экономик. После ввода канала в эксплуатацию морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 до 9,5 тыс. км. А путь с Восточного побережья США до Азии стал на 10 дней короче, чем через Суэцкий канал.
Определенно заслуживает внимания и то, что через Панамский канал в 2022 году проходило около одной четвертой поставок американского СПГ на азиатские рынки — в Японию, Южную Корею, Китай, Индию. На фоне восстановления спроса на СПГ в Азии, которое, вероятно, продолжится в 2025 году, американские поставки и внимание к каналу со стороны Штатов будут только расти.
Под контролем американцев Панамский канал может дать проход военным кораблям США из Тихого океана в Атлантику и обратно, но лишить права на свободный проход китайских или российских кораблей путем создания искусственных препятствий под тем или иным предлогом.
Когда 39-й президент США Джимми Картер в 1977 году заключил договоры Торрихоса – Картера, которые предоставили Панаме контроль над каналом, он вряд ли руководствовался интересами своей страны. Сама передача канала в юрисдикцию Панамы произошла 25 лет назад, в 1999-м. В целом о Картере часто говорят как о неудавшемся главе государства, который добился наибольших жизненных успехов лишь после ухода со своего поста. На период его правления, помимо прочего, пришлись стагфляция в экономике, «потеря» Никарагуа, разрыв дипломатических отношений с Ираном и ряд серьезных внутриполитических кризисов.
Что касается «территориальной экспансии» Трампа, распространяющейся на Гренландию, провозглашенную частью Дании, то, по словам будущего президента, контроль над островом для США должен быть обеспечен по соображениям национальной безопасности и «свободы во всем мире».
При этом Гренландия уже имеет решающее значение для национальной обороны Соединенных Штатов, поскольку на ее территории дислоцируется космическая база США «Питуффик», обеспечивающая выполнение задач по предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне и наблюдению за космическим пространством. При необходимости на базе могут размещаться военные самолеты, включая в том числе F-35.
Предложение о приобретении Гренландии со стороны американских лидеров поступало и ранее. Экс-президент США Гарри Трумен собирался купить Гренландию за $100 млн. Трамп, будучи президентом, свой интерес к острову проявлял еще в 2019 году, чем тогда вызвал напряженность в отношениях между Вашингтоном и Копенгагеном.
Таким образом, складывается четкая картина, что с приходом к власти Трамп намерен приложить максимальные усилия и использовать все возможные рычаги давления, чтобы защитить экономические интересы своей страны. В центре внимания новой администрации могут оказаться не только пошлины в отношении товаров стран ЕС и новый виток торговой войны с Китаем, но и борьба за контроль над ключевыми торговыми путями. Трамп еще не раз будет делать острые заявления, угрожать, блефовать, пытаться выторговать более выгодные условия. Именно это всегда отличало его от других американских лидеров.
Другое дело, что реакция стран, на чьи территории распространяются претензии Трампа, может стать не менее резкой, так как речь заходит о лишении их суверенитета. Это, в свою очередь, может вызвать волну антиамериканских настроений, особенно в Латинской Америке, где антиамериканизм — один из важных элементов публичной политики среди левых.
Тигран Мелоян, газета «Известия»