Вслед за компанией Марка Цукерберга, признавшегося в эфире с блогером Роганом, о наличии цензуры в его соцсетях и сворачивании оной вместе с повесткой, по тому же пути контора Джефа Безоса. Там отказались от ряда программ разнообразия и инклюзивности, которые раньше занимали важное место в корпорации
Источник фото: i.ytimg.com
Казалось бы, вот он, первое достижение ещё не ставшего президентом США Дональда Трампа. Но нет, этот случай яркий пример логической ошибки «После не означает вследствие». У отказа от повестки более чем объективные основания.
Повестка не была придумана IT-менеджерами, им её навязали по четырём каналам. Первый — через функционеров демпартии, которые работали в связке с различными НКО. Второй — через менеджеров различных инвестиционных фондов, которые принимали решение о выделении финансирования, а западный IT долгое время ехал на очень дешёвом финансировании. Третий — через СМИ, в которых сидели радужные горлопаны, поднимавшие шум по поводу и без, а медийные скандалы — худшее, что может случиться с менеджером публичной компании, которого интересует рост биржевых котировок и капитализации. Четвёртый — через имиджевые мероприятия в виде награждения «Оскаром» или премией BAFTA, для получения которых необходимы были разнообразные персонажи. Именно так выглядит неформальная цензура в США — принимать решения на уровне ЦК КПСС не обязательно.
До поры, до времени IT-менеджерам была безразлична повестка в играх, кино и сериалах — им плевать на идеологическое содержание производимых медиапродуктов так как их приоритетом являются деньги, выражающиеся в продажах и просмотрах. Но повестка не помогала продажам продуктов, напротив, она их снижала. В конце 2023 года это негативное влияние стало очевидным — на фоне удорожания финансирования стали проваливаться повесточные проекты.
Игра Forspoken от Square Enix провалилась, а её производственный бюджет превысил 100 млн долларов. А общественность узнала о существовании специализированных НКО, к чьим услугам прибегали разработчики для корректировки сценариев игр. Как следствие, игроки стали объединяться против повесточных игр, в магазине Steam появились специализированные кураторы. Подозрение на наличие в игре повестки уже само становилось медийным скандалом. Поэтому в игропроме отказ от многообразия, равноправия и инклюзивности (DEI) начался ещё с лета 2024 года — тогда Microsoft полностью сократила своё специализированное подразделение под предлогом «смены потребностей бизнеса», а ценности DEI корпорация насаждала с 2020 года, то есть с победы движения BLM.
Тогда же — в 2023 году — стал очевиден кризис в Disney: из корпорации выгнали Боба Чапека и вернули Боба Айгера так как продукты корпорации один за одним проваливались в прокате в силу наложения друг на друга усталости от супергеройского кино и «Звёздных войн», а также «расово правильных» мультфильмов по типу «Русалочки». В 2024 году уже разразился скандал с «Белоснежкой» и её упрямой мексиканской актрисой, а под конец года Pixar полностью отказалась от сюжетной линии о трансгендерах в анимационном сериале «Победа или поражение».
Аналогичная история со стримингом. Третий эпизод сериала The Last of Us подвергся ревью-бомбингу (массовое занижение оценок на агрегаторах) из-за третьего эпизода с двумя мужиками и поеданием клубники с грядки. Но понять масштаб проблем у стримингов сложнее из-за их закрытости — реальные показатели просмотров известны лишь менеджерам платформ. Но в 2023–2024 годах под нож пошли десятки сериалов по, казалось бы, беспроигрышным франшизам.
В общем, от повестки отказались бы и без Трампа, но его победа ускорила этот процесс. Понятно, что радужная тема и сильные женские персонажи (СЖП) в миг из культуры не исчезнут — производственный цикл в индустрии достаточно длинный, полностью любители СЖП из индустрии не уйдут, но отказ от откровенного впаривания альтернативных ценностей неизбежен.
И, есть подозрение, что в игропроме отказ от повестки западным игровым издателям не сильно поможет — лучшие игры в 2024 году сделали в Азии (Коря, Япония и Китай), а не в США или Европе.