Что ждет экономики Прибалтийских республик в 2025 году?

Близкие к властям Прибалтийских республик аналитические центры и эксперты делают оптимистичные прогнозы в отношении социально-экономического развития Латвии, Литвы и Эстонии в 2025 году. Однако эти предсказания не подтверждаются конкретными доказательствами. Все базовые показатели Латвии и Эстонии в последнее время падали, а отдельные улучшения, о которых рассказывали власти Литвы, выглядели сомнительно. Какие-либо объективные предпосылки для улучшения ситуации отсутствуют. Причем прибалтийские политические элиты делают все возможное для того, чтобы они и не появились

Источник изображения: russian.alibaba.com

За последние несколько недель ряд западных экспертов выдал несколько умеренно оптимистичных прогнозов относительно роста внутреннего валового продукта Прибалтийских государств в 2025 году.

Аналитики, опрошенные изданием Сhayka, оценили возможный рост экономики Латвии на уровне 1,7–2,2%. Главный экономист банка Citadele Карлис Пургайлис среди потенциальных «факторов успеха» называет общее оживление в Еврозоне и восстановление в сфере недвижимости. В свою очередь, латвийский Минфин считает, что ВВП республики вырастет на 2,9%. А эксперты Swedbank полагают, что рост экономики страны достигнет 2,4%.

Кстати, еще в августе прошлого года тот же Swedbank утверждал, что латвийский ВВП в 2024-м году вырастет на 0,9%. Однако уже в ноябре он резко скорректировал свой прогноз, заявив о перспективе падения экономики республики на 0,3%. Но по факту ВВП Латвии за три квартала сократился на 0,5% и никакой базы для роста в четвертом квартале не наблюдалось. Поэтому, скорее всего, экономика упадет еще больше. Это для понимания «точности» прогнозов западных банков по странам Балтии.

Литве Citadele и Swedbank предрекают в 2025 году рост на уровне 3%. С Эстонией все немного сложнее. Swedbank осторожно говорит о перспективе увеличения ВВП на 1,5%, а вот Citadele дает ей плюс 2,8%.

Нужно понимать, что все эти цифры — не просто развлечение для аудитории интернет-СМИ и телеканалов. Они учитываются при верстке бюджетов, составлении инвестиционных планов и кредитных оценках.

По очевидным причинам брать их «с потолка» достаточно опасно. Однако эксперты западных финучреждений (как и государственных структур Прибалтийских республик) не торопятся обнародовать подробные обоснования своих прогнозов, ограничиваясь общими фразами. И это вызывает серьезные сомнения в оправданности предсказаний.

ВВП Латвии, как уже говорилось выше, упал за девять месяцев 2024 года на 0,5%. Окончательные годовые оценки должны быть обнародованы в ближайшее время. Экономика Эстонии снизилась в третьем квартале прошлого года на 0,7%. Рост ВВП Литвы в третьем квартале прошлого года эксперты оценили в 2,3%.

Промышленное производство Латвии в ноябре 2024-го сократилось на 3%. Спад в промышленности Эстонии продолжался беспрерывно 2,5 года, став самым значительным в Еврозоне.

Для понимания его глубины достаточно сказать, что в августе 2024-го промпроизводство республики упало в годовом измерении на 6%.

В октябре оно, правда, выросло на 0,8%, но даже лояльные власти эксперты признали такую позитивную динамику «незначительной», а общую ситуацию — «неопределенной», и оказались правы. Уже в ноябре промышленное производство республики возобновило падение — на 0,1%. Стоимость всего промпроизводства Литвы в октябре 2024 года упала на 7,5%.

Согласно последним данным, экспорт Латвии за 11 месяцев прошлого года снизился на 2,1%. Экспорт товаров из Литвы с января по ноябрь упал на 6,2%, из Эстонии в ноябре 2024-го года вырос на 3%, однако это произошло на фоне низкой базы, так как за 11 месяцев 2023-го он упал на 15%.

Население государств Балтии оценивает свое экономическое самочувствие не слишком хорошо. Так, 27% жителей Латвии заявили, что 2024 год был хуже 2023-го, а 47% — что таким же. Позитива от следующего года ожидает всего 31% участников опроса, проведенного в республике. 63% населения Литвы негативно оценивают происходящее в их стране на сегодняшний момент.

Почему негативные тенденции, царящие в социально-экономической сфере Прибалтики, должны, по мнению западных экспертов, измениться, неясно. Экономики всех трех республик сейчас прочно завязаны друг на друга и на «большую Европу», а там ничего хорошего не происходит. ВВП Германии в 2024 году предварительно снизился на 0,2%. Экономика Франции в четвертом квартале прошлого года оказалась в состоянии стагнации, и ее дальнейшее будущее теперь туманно. Французские предприятия уже начали массово банкротиться.

Проблемная ситуация сразу в двух ведущих экономиках ЕС неизбежно породит эффект домино.

Причем прекращение транзита газа через территорию Украины уже привело к росту цен на энергоносители в Европе, а это неизбежно станет дополнительным дестабилизирующим фактором.

В общем, искать «точки роста» в ЕС государствам Балтии бессмысленно. Отношения с Китаем в угоду Вашингтону и Брюсселю они давно испортили. Ситуация с Россией и Беларусью еще хуже.

Кроме того, в феврале у Прибалтийских республик появится дополнительная проблема, так как они планируют окончательно выйти из БРЭЛЛ. Пока что в сложных ситуациях они закупали через посредников электроэнергию с Белорусской АЭС, однако через два месяца такой возможности у них больше не останется. С учетом нестабильности работы энергомостов со Скандинавией и отсутствия давно запланированного кабеля между странами Балтии и Польшей стоимость электроэнергии в регионе неизбежно возрастет. А это, в свою очередь, скажется на стоимости промышленного производства и коммунальных тарифах. Поэтому никаких предпосылок для роста ВВП не наблюдается.

Кроме того, в странах Балтии неизбежно продолжится демографическая деградация. В 2023 году во всех республиках региона были побиты исторические антирекорды рождаемости. Если на фоне проведения СВО число жителей Эстонии ситуационно выросло хотя бы за счет переезда граждан Украины, то в 2024 году население страны сокращается, даже несмотря на приток мигрантов. Низкая рождаемость, резкое повышение среднего возраста и отток трудоспособного населения в более успешные страны создают дополнительные экономические проблемы. Количество пенсионеров, которых должен содержать условный трудоспособный житель, растет.

Вместо того чтобы поддерживать развитие экономики и создавать условия для возвращения эмигрантов, власти Балтийских государств планируют в 2025 году повысить налоги и военные затраты.

В рамках своей антироссийской политики Брюссель будет продолжать субсидировать Прибалтийские республики, но на условиях «голодного пайка» — свободных средств на что-то большее у него нет. Поэтому в 2025 году мы увидим либо приближенную к нулю динамику основных социально-экономических показателей стран Балтии, либо продолжение их спада.

Святослав Князев, Rubaltic.Ru