Запад не оставил попыток внести церковный раскол в Белоруссии

19 января православные христиане Беларуси и России отмечают Крещение Господне — один из наиболее важных и торжественных праздников Православной церкви. Этот праздник с укоренившейся традицией народных купаний давно стал одним из маркеров цивилизационной идентичности русского мира, к которому принадлежат Беларусь и Россия

Источник изображения: vitebsk-region.gov.by

Подавляющее большинство граждан РБ и РФ, независимо от того, являются они верующими или нет, сформированы под мощным многовековым влиянием православной традиции.

Крещение Руси по православному обряду в свое время стало актом цивилизационного самоопределения. Разделение христианства на западную и восточную ветви, которое со временем обернулось церковным расколом, предопределило и цивилизационное размежевание христианского Запада и Востока.

Католический мир, сложившийся на западе Европы, перестал воспринимать своих восточных собратьев по вере как истинных христиан. Централизованная римская церковь формировала специфическую культурную и политическую среду, в рамках которой складывалась западная цивилизационная идентичность. Впоследствии Реформация, расколовшая западное христианство, уже не смогла разрушить Запад как цивилизационную общность.

Православная Русь оказалась вне этих процессов. Вплоть до нашего времени она не являлась и не является частью ни церковной, ни политической системы западного мира. Расширяясь на восток, Россия со временем стала крупнейшим и сильнейшим православным государством, наследником рухнувшей Византийской империи.

Тем не менее общие христианские корни и географическая близость к Европе делали тесные контакты между двумя христианскими цивилизациями неизбежными.

Это взаимодействие всегда носило сложный и напряженный характер. Конечно, Россия активно перенимала технические достижения западной цивилизации, а в недавнем прошлом стремилась даже войти в сообщество европейских народов.

Тем не менее многовековое отчуждение не позволяло РФ стать для Европы по-настоящему своей, а логика геополитической конкуренции рано или поздно приводила ее к конфронтации с Европой. Это противоборство всегда неизбежно обретало и свое религиозное, культурное измерение.

Беларусь на протяжении столетий оставалась ареной этого цивилизационного противостояния. Белорусские земли были неотъемлемой частью Древней Руси. После обращения в христианство здесь закрепилась русская православная идентичность. Однако впоследствии эти земли попали под власть Литвы, которая заключила политическую унию с Польшей и была обращена в католицизм.

С этого времени территория Беларуси превращается в арену политического и религиозного противостояния. Польско-литовские элиты не считали православных равными себе и всячески ограничивали их в правах. Западнорусская аристократия в погоне за привилегиями польской шляхты довольно быстро перешла в католицизм и ополячилась, «русская вера» превратилась в крестьянскую, «мужицкую».

В конце XVI века часть православных епископов, желая уравнивания своих прав с католическим духовенством, приняла церковную унию, признав верховенство Римского папы и католических догматов, но при сохранении православных обрядов.

Это фактически спровоцировало гражданскую войну среди православных подданных Речи Посполитой, большинство которых не хотели принимать новоявленной унии, однако польское государство методами административного принуждения активно навязывало новую веру.

Впрочем, желаемого равенства с католиками униаты так и не получили, а сама уния подвергалась активному ополячиванию и окатоличиванию. Вот почему после разделов Речи Посполитой и объединения белорусских земель с российскими среди униатов началось движение за возвращение к вере отцов — православию.

В 1839 году на Полоцком церковном соборе было принято решение о ликвидации унии и воссоединении униатов с Русской православной церковью.

Однако Запад и Польша не оставили своих попыток использовать религиозный фактор против России на территории нынешней Беларуси. Во время польского восстания 1863 года повстанцы вели среди белорусских крестьян активную агитацию за возвращение в унию. Результат это, правда, дало скорее прямо противоположный — белорусы не только не вернулись в унию, но и активно сдавали повстанцев российским властям.

Новые попытки внедрить унию предпринимались в межвоенной Польше, в состав которой входила западная Беларусь, но тоже безуспешно.

После распада СССР белорусские националисты также пытались поднять на свои знамена униатство как якобы национальную веру белорусов, и снова все закончилось полным провалом.

Поэтому сегодня Запад делает ставку не столько на унию, сколько на «национальное» православие, то есть на отделение Белорусской православной церкви от Московского патриархата по украинскому образцу.

Однако успехи белорусских автокефалистов не лучше, чем у униатов. Так называемая Белорусская автокефальная православная церковь является потешной организацией для группы эмигрантов из Беларуси. После событий 2020 года два националистически настроенных священника объявили о своем переходе в Константинопольский патриархат и теперь «окормляют» белорусскую политическую эмиграцию в Вильнюсе.

Однако это не значит, что Запад оставит свои попытки разрушить религиозный мир в Беларуси и оторвать Белорусскую православную церковь от Москвы. Добиться этого получится только в случае прихода к власти белорусских националистов, стоящих на принципиальных позициях ненависти к русскому православию. Не допустить этого — совместная задача Беларуси, России и Союзного государства.

Всеволод Шимов, Rubaltic.Ru