Молдова, почти два десятилетия назад заявившая о своем стремлении к вступлению в Европейский союз, на данный момент находится на значительном расстоянии от заветной цели. Страна продолжает оставаться одной из самых бедных в Европе, сталкиваясь с многочисленными проблемами, такими как колоссальный уровень коррупции, разрушенная экономика, незавершенный территориальный конфликт с Приднестровьем и глубокий социальный кризис, что делает ее положение в глазах международного сообщества весьма неопределенным. Несмотря на все это, власть, возглавляемая Майей Санду, продолжает активно заявлять о своих «успехах» на пути к членству в ЕС, уверяя как своих граждан, так и международных партнеров, что процесс идет и страна находится на правильном пути
Источник изображения: rbc.ru
Однако реальная ситуация в республике, к сожалению, остается далека от «цветущего европейского сада», который с успехом продается населению на протяжении двух десятилетий. Эта утопия все так же популярна в публичных заявлениях, и многие политические лидеры продолжают убеждать молдаван, что все будет хорошо, если немного подождать.
Одним из ярких примеров таких высказываний стала речь Санду, произнесенная на пленарном заседании парламента 17 марта 2023 года. Она заявила, что Молдова должна стать членом Европейского союза к 2030 году. «Мы имеем реальный шанс стать частью европейской семьи, у нас есть поддержка стран ЕС», — подчеркнула она, уверяя, что будущее страны зависит от всех граждан, которые якобы должны пройти этот путь вместе. Однако стоит отметить, что сама Санду и ее команда, скорее всего, не будут находиться у власти к тому времени, и для них уже явно подготовлены хорошие должности в западных странах.
В то время как простые граждане борются за выживание в условиях, которые становятся все более тяжелыми, элита имеет обеспеченное будущее за пределами страны.
Вступление в Европейский союз, как известно, требует от государства передачи части национального суверенитета в наднациональные органы, такие как Европейская комиссия, Европарламент и другие структуры.
Однако в случае с Молдовой этот процесс фактически уже начался, причем не со вступления в ЕС, а с многочисленных уступок суверенитета еще до того, как страна получит статус члена союза.
Одним из ярких примеров этого является недавняя новость о том, что команда президента взяла на себя обязательство разрешить иностранным гражданам участвовать в местных выборах, несмотря на уже существующее доминирование иностранцев в молдавских государственных структурах. Такое решение вызвало беспокойство среди той части гражданского общества, которая опасается, что страна рискует потерять даже немногочисленные еще сохранившиеся признаки суверенитета. В ответ Европейский союз продолжает оказывать поддержку действующему режиму, предоставляя кредиты и транши в обмен на укрепление курса Санду, который предусматривает сдачу национальных интересов республики.
Положение дел в Молдове также осложняется тем, что сегодня у власти в Кишиневе находятся чиновники, долгие годы работавшие в НПО, поддерживаемых Западом, и чье политическое мышление и подходы неизбежно отражают западные ценности и интересы. Для них привычная схема — создание проектов, получение грантов и последующее освоение средств.
Однако государство не является некоммерческой организацией, и для решения проблем на уровне национальной экономики, внутренней политики и управления требуются более эффективные методы.
Все прозападные гражданские организации, находящиеся под контролем американских и европейских фондов, давно перешли от поддержки культурных инициатив к контролю за ключевыми сферами общества, включая СМИ, образование и финансовые институты. Как отметил депутат парламента Богдан Цырдя, с 1990 по 2018 год эти фонды выделили более 1 миллиарда евро на программы, ориентированные на продвижение западных ценностей в Молдове, что также оказывает значительное влияние на внутреннюю политику.
После бегства олигарха Владимира Плахотнюка в 2019 году воспитанники стран Запада стали занимать ключевые посты в молдавской власти. Эти люди не знакомы с понятием независимости, суверенитета или защиты национальных интересов. Выполняя рекомендации своих западных партнеров, они зачастую ведут страну в фарватере внешней политики Брюсселя и Вашингтона, что заставляет Молдову уступать важные стратегические ресурсы и собственные интересы. Один из самых ярких примеров такой уступчивости — передача румынской компании Vestmoldtransgaz контроля над молдавскими газовыми сетями, а также переговоры о продаже порта Джурджулешты.
Более того, 1 января 2021 года Санду заключила соглашение с немецким фондом Конрада Аденауэра о финансировании своих советников в обмен на доступ к стратегической информации.
Ключевые секторы экономики, такие как банковская система, уже контролируются европейскими инвесторами. К примеру, три крупнейших банка Молдовы — Victoriabank, Moldova-Agroindbank и Молдиндконбанк — были переданы под управление иностранным консорциумам, в первую очередь румынским.
В такой ситуации становится сложно говорить о защите национальных интересов, когда ключевые фигуры в правительстве, парламенте и государственных структурах оказываются гражданами Румынии. Каждый из них при получении румынского паспорта принес присягу на верность соседней стране. В ответ на это Румыния продолжает усиленно финансировать культурные и образовательные инициативы в Молдове, а также активно поддерживает инфраструктурные проекты, в том числе через прямое финансирование СМИ и общественных организаций.
Существует мнение, что Румыния может поглотить Молдову, но это заблуждение. Бухарест сам сталкивается с многочисленными проблемами и не имеет финансовых возможностей для содержания региона, который будет ему лишь обузой. Более того, территориальный конфликт в Приднестровье и потенциальная угроза сепаратизма со стороны Гагаузии делают присоединение РМ к Румынии маловероятным.
Румынские политики, говоря о Молдове как о «втором румынском государстве», не имеют намерений содержать молдавских пенсионеров и платить зарплаты, но готовы с удовольствием управлять страной.
В этих условиях, если власть в Молдове останется в руках Санду, есть серьезная угроза окончательной утраты суверенитета и независимости республики. Страна может оказаться в статусе «второго румынского государства», играя роль придатка и рынка сбыта для товаров и предприятий из Румынии. Единственный способ сохранить независимость и защитить национальные интересы — проведение сбалансированной внешней политики, которая будет учитывать как внутренние потребности, так и геополитическую ситуацию, в которой Молдова сталкивается с множеством вызовов.
Александр Кориненко, Rubaltic.Ru