Президентские выборы в Беларуси прошли в спокойной атмосфере, однако это не значит, что внутри- и внешнеполитические риски исчезли. Более того, предстоящая пятилетка может оказаться весьма тревожной и напряженной
Источник изображения: tops.gpk.gov.by
В ходе избирательной кампании белорусские силовые структуры несколько раз предупреждали о возможных атаках на Беларусь вооруженных отрядов экстремистов и наемников. Среди наиболее вероятных сценариев озвучивался захват одного из районов на юге республики.
По всей видимости, данные сообщения носили профилактический характер. Белорусские власти сообщали о своей осведомленности о подобных сценариях и готовности противодействовать им. Соответственно, терялся эффект неожиданности, что делало подобные акции бессмысленными.
«Белорусская оппозиция» проявила себя в ходе выборов крайне вяло и даже не смогла толком использовать избирательную кампанию как повод напомнить о себе. Единственное, чем смог отметиться «офис Тихановской», это нелепицей с выпуском «паспорта новой Беларуси», который не имеет юридической силы и является скорее дорогостоящим сувениром.
Тем не менее риски эскалации напряженности вокруг РБ сохраняются.
Реакция коллективного Запада на итоги президентской кампании в Беларуси оказалась вполне предсказуемой. О непризнании результатов выборов и их недемократичности стали говорить задолго до голосования. Позиция непризнания легитимности Александра Лукашенко остается неизменной.
А значит, продолжится и давление на Беларусь с целью дестабилизации внутренней обстановки.
Вместе с тем после прихода к власти в США Дональда Трампа былое единство внутри Запада может пошатнуться, но это также создает дополнительные риски.
Новому американскому президенту неинтересно европейское направление. Его приоритетом является укрепление доминирования США в Америке, а также противостояние с Китаем. В рамках этой борьбы Вашингтон заинтересован в хотя бы частичной нормализации отношений с Россией и деэскалации напряженности вокруг Украины.
В этом контексте США могут ослабить свое давление на Беларусь и, более того, пойти на некую «разрядку» в отношениях с Минском, подобную той, которая наблюдалась в период первого президентства Трампа. Впрочем, нельзя забывать, что подобные «разрядки» всегда идут во вред как самой Беларуси, так и белорусско-российским отношениям. Очевидно, что Трамп, даже если пойдет на «нормализацию» отношений с Москвой и Минском, всегда будет стремиться вбить между ними клин.
Кроме того, такой курс нового американского президента может войти в противоречие с интересами европейских игроков, особенно тех, которые активно зарабатывали политические очки на «российской угрозе».
В первую очередь это Польша и государства Прибалтики. Перспектива даже частичной разрядки отношений с Россией воспринимается там болезненно и, более того, бьет по интересам местных элит.
Так, объявленная Трампом 90-дневная заморозка программ международной помощи ставит под вопрос милитаристские планы прибалтийских режимов, которые во многом завязаны на американское финансирование.
С 2020 года под эгидой Министерства обороны США действовала Балтийская инициатива по безопасности, в рамках которой Прибалтийские республики получали адресную помощь на военное строительство. Так, в 2023 году было выделено 225 миллионов долларов, в 2024 — 228 миллионов. Для небольших стран Балтии это весьма существенные средства, особенно на фоне растущих военных расходов.
Итоги трамповской ревизии программ международной помощи могут оказаться для Прибалтики весьма печальными. В ближайшее время власти стран Балтии планировали довести свои расходы на оборону до 5% от ВВП, однако понятно, что собственных ресурсов на это у них нет, и иностранная поддержка играет здесь критическую роль.
Если американская «кормушка» закроется, это будет означать, что Балтийские республики будут зависеть исключительно от европейской помощи. Но и тут ждать ничего хорошего не приходится, ведь европейский «пирог» скудеет, а бюджетная нагрузка на него растет.
Поэтому, весьма вероятно, Прибалтийские страны сделают все, чтобы сорвать миротворческие инициативы Трампа и вынудить США продолжить финансирование своих милитаристских программ.
Провокации против Беларуси могут стать очень удобным предлогом для требований не только не останавливать, но и нарастить финансовую поддержку балтийских режимов.
Со своей стороны украинское руководство также очень боится возможной заморозки конфликта, поскольку это сразу же обострит все внутриполитические и межгрупповые противоречия и может закончиться очень печально лично для Зеленского. Так что для него провокация против Беларуси с использованием находящихся на Украине белорусских боевиков и наемников также может оказаться спасительной соломинкой.
Поэтому риски вооруженных провокаций на границах РБ в ближайшие месяцы по-прежнему остаются высокими.
Единственным ответом на эти вызовы может быть только дальнейшее укрепление российско-белорусского военно-политического сотрудничества, которое сделает риски военных провокаций против Беларуси неприемлемыми для их инициаторов.
Всеволод Шимов, Rubaltic.Ru