Перекрытие Ормузского пролива — это «идеальный шторм»

Высшая власть в Тегеране не спешит с окончательным решением перекрыть Ормузский пролив. И вот почему.

Источник фото: commons.wikimedia.org / MODIS Land Rapid Response Team, NASA GSFC

Через эту водную артерию идёт 20% глобального трафика нефти и 30% — СПГ. Если перекрыть эту логистическую ветку полностью, то пострадают интересы КНР — страны, которая игнорирует западные санкции против Тегерана и покупает до 90% иранской нефти, поставляемой на экспорт.

Частичное перекрытие теоретически возможно — у Ирана есть специальное военное подразделение, состоящее из маневренных катеров и БПЛА. Но тут есть нюанс: и в таком случае можно создать большие сложности для китайских кораблей. Уже сейчас даже на одних разговорах предприниматели пытаются на этом нажиться. В два раза уже взлетела стоимость фрахта, и она продолжает идти вверх. Страховщики не отстают в поднятии стоимости своих услуг.

На слухах о возможной ответке Ирана за атаку от США сегодня пролив прилично обмелел. Мы специально отслеживали сегодня морской трафик, ближе к вечером судов в узком горлышке осталось очень мало. (см. скрины выше)

Как результат, перевозки грузов через Ормузский пролив уже становятся менее выгодными. А учитывая, что в итоге это может оказаться реально небезопасно, судовладельцы и операторы прямо сейчас стараются выбирать другие пути.

Есть и ещё интересный момент, который неожиданно может серьёзно затронуть экономические интересы части российского предпринимательского класса. Известно, что ОАЭ в настоящее время являются удобной «гаванью» для российского бизнеса и капитала. Через Эмираты удобно игнорировать санкции Запада.

Отечественный капитал, «припаркованный» в ОАЭ, вложен в том числе в акции на местной бирже. Он и через совместные предприятия также связан с локальной экономикой. А она может очень сильно пострадать, и это негативно скажется на фондовом рынке ОАЭ, в случае нарастания проблем с Ормузским проливом. Как было сказано, пролив формально не перекрыт, а фрахт и страховки за грузоперевозки аномально дорожают. Проблемы уже есть.

А в случае физической блокады этой логистической ветки? Треть импорта нефтепродуктов в ОАЭ поступает через Ормузский пролив. Через этот же пролив идёт 90% импорта продовольствия и потребительских товаров в Эмираты. Три четверти генерации электроэнергии в этой стране имеет своим источником СПГ. Значит, если катарские поставки СПГ в ОАЭ окажутся под вопросом, то это станет серьёзным вызовом для Эмиратов.

В целом, перекрытие Ормузского пролива — это «идеальный шторм» проблем для ОАЭ, и, как не крути, и для России. Так что, конечно, нефть будет дорожать, если высшая власть в Тегеране поддержит решение своего парламента. Но всё это пройдёт не без последствий, как для России, так, вероятнее всего, и для КНР.

Чёрный Лебедь