Точка кипения: Ормузский пролив – Владимир Карасев

Из всех обширных водных артерий океанов и морей, покрывающих нашу планету, ни одна не оказывает большего влияния на мировую экономику, чем узкий пролив шириной менее 40 километров, отделяющий Иран от Аравийского полуострова. Каждый день по этому проливу проходит молчаливая, непрерывная процессия крупнейших в мире супертанкеров, перевозящих пятую часть всех мировых запасов нефти. Имя этой водной артерии – Ормузский пролив, важнейший в мире энергетический узел и самая опасная точка любого ближневосточного конфликта

Фото: © NASA

Любые события в этом проливе оказывают прямое влияние на цены на бензин на заправках, стоимость товаров на полках магазинов и стабильность мировой финансовой системы.

Это место, где экономика на триллионы долларов, международное право и угроза военного конфликта переплетаются в нестабильном балете с высокими ставками.

И сегодня пролив снова в новостях.

Напряженность в отношениях между Израилем, США и Ираном достигла точки кипения. Иран пока выжидает, но разрешение парламента на закрытие пролива уже есть. И если Тегеран примет подобное решение -это может вызвать потрясения на мировых рынках.

Ормузский пролив — это узкий морской канал, соединяющий Персидский залив на западе с Оманским заливом и Аравийским морем на юго-востоке. Он является единственным морским выходом для крупнейших в мире производителей нефти и газа. Считается, что название «Ормуз» происходит от древнего портового города Ормуз, который на протяжении многих веков был центром торговли в ближневосточном регионе.

Географическое положение пролива является ключевым фактором, определяющим его стратегическое значение.
На севере он граничит с Ираном, а на юге — с полуостровом Мусандам в Омане и Объединёнными Арабскими Эмиратами. Полуостров Мусандам образует изрезанную, похожую на фьорд береговую линию на южной оконечности, что ещё больше ограничивает судоходство.

В самом узком месте ширина пролива составляет всего 33 километра. Ширина судоходных путей для больших танкеров ещё меньше.

Важно отметить, что судоходные каналы полностью находятся в территориальных водах Ирана и Омана, что определяет сложную динамику безопасности в регионе.

Важность Ормузского пролива трудно переоценить. Временная или постоянная блокировка такого маршрута может привести к существенным перебоям в поставках энергоносителей по всему миру и резкому росту цен на энергоносители.

Через этот водный путь проходит ошеломляющее количество мировых энергоресурсов.

Крупнейшие члены ОПЕК, в том числе Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты, используют пролив для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов на мировые рынки. Катар, один из крупнейших в мире экспортёров сжиженного природного газа (СПГ), отправляет подавляющее большинство своих поставок СПГ через пролив.

Основными направлениями экспорта энергоносителей являются быстрорастущие экономики Азии, в том числе Китай, Япония, Индия и Южная Корея. Следовательно, любая нестабильность в Ормузском проливе немедленно отражается не только на мировых нефтяных рынках, но и на промышленных и экономических центрах Азии.

Отсутствие жизнеспособных крупномасштабных альтернатив для обхода пролива подчёркивает его важность. Существующие трубопроводы, такие как нефтепровод «Восток-Запад» в Саудовской Аравии или нефтепровод Абу-Даби в ОАЭ, могут вместить лишь малую часть общего объёма нефти.

Строительство новых трубопроводов — дорогостоящее и политически сложное мероприятие, которое не сможет быстро заменить морские танкерные перевозки.

Контроль над Ормузским проливом — сложный и противоречивый вопрос, затрагивающий международное право, военную мощь и региональную политику.

С юридической точки зрения проход регулируется Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС). ЮНКЛОС устанавливает право на транзитный проход, которое позволяет судам, в том числе военным кораблям, беспрепятственно проходить через международные проливы, такие как Ормузский, при условии, что их проход является непрерывным и быстрым.
Хотя Соединенные Штаты не ратифицировали этот договор, они признают это право в качестве нормы обычного международного права.
Иран, подписавший, но не ратифицировавший договор, периодически оспаривал это право, утверждая, что он должен иметь больше возможностей для контроля над иностранными военными судами, проходящими через пролив.

В военном отношении Иран является доминирующей державой на северном побережье. Его военно-морские силы разделены на две части: регулярный военно-морской флот «Артеш» и более идеологически ориентированный военно-морской флот Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Иран также контролирует несколько стратегических островов, расположенных над морскими путями, в том числе Абу-Муса, Большой и Малый Тунб, которые служат платформами для систем наблюдения и вооружения.

Оман, контролирующий южное побережье, играет более дипломатичную и нейтральную роль. Он поддерживает хорошие отношения как с Ираном, так и с западными странами и часто выступает в качестве посредника для деэскалации напряжённости.

Ежедневный поток энергии через Ормузский пролив огромен и остаётся стабильно высоким на протяжении десятилетий.

По данным Управления энергетической информации США (EIA), в последние годы через пролив в среднем ежедневно перевозилось около 21 миллиона баррелей сырой нефти, конденсата и нефтепродуктов.
Эта цифра составляет примерно 30% от общего объёма мировой торговли нефтью морским путём и около 20% от общего мирового потребления нефтепродуктов.

Помимо нефти, пролив является важным маршрутом для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ).
Ежегодно через пролив проходит около 4 триллионов кубических футов СПГ, в основном из Катара и ОАЭ.
Это составляет более четверти от общего объёма мировой торговли СПГ, что делает пролив таким же важным для транспортировки природного газа, как и для транспортировки нефти.

Огромный стратегический риск, связанный с единой точкой отказа в поставках пятой части мировых энергоресурсов, побудил страны Персидского залива разработать и предложить ограниченное количество альтернативных маршрутов.
Эти альтернативы, в первую очередь наземные трубопроводы, в некоторой степени снижают риски, но не могут полностью заменить объём и гибкость танкерных перевозок через пролив.

События июня 2025 года лишний раз подчеркнули непреходящую роль Ормузского пролива, как мировой геополитической горячей точки.

Владимир Карасев, специально для News Front